Kalaparusha (Maurice Mcintyre) - Forces and Feelings
12.03.1997
Слово "Калапаруша" обозначает музыканта, играющегомузыку такую же странную, как и выбранный им псевдоним. Силы и чувства,Янь и Инь, небо и земля, рай и ад, быть или не быть — проблемы примернотакого масштаба его волнуют в первую очередь. Не удивительно, что у группыесть свой манифест, очерчивающий концепцию мировоззрения в данной парадигме.Он очень короткий. Состоит из одного слова: "Свет". Вполне достаточно,чтобы взять в руки инструменты и начать раскрывать миру свои соображенияпо этому поводу. Это и произошло достаточно давно, а именно в январе 1970года, когда кларнетист (он же флейтист, саксофонист, перкуссионист и т.д.)
Морис Макинтайр (Maurice McIntyre), приехавший в Чикаго из Нью-Йорка, собрал коллектив, с которым начал каждое воскресенье выступатьв городской Художественной галерее. Несмотря на полную вседозволенность,которую предполагает фри-джаз, для того чтобы из набора звуков складываласьмузыка, необходимо чрезвычайно тонкое чувствование музыкантами друг друга.В процессе еженедельных публичных импровизаций произошел определенный отбор,и те, кто остался, действительно образовали коллектив единомышленников.В него вошли гитарист Сарни Гарретт (Sarnie Garrett), самый молодой участникпроекта "The Light", обладает явным "неквадратным"мышлением, бас-гитарист Фред Хопкинс (Fred Hopkins), барабанщик Уэсли Тайес(Wesley Tyus), с очень необычной техникой и владеющий любыми перкашн, вокалисткаРита Омолокан (Rita Omolokun), ну и сам 63-летний Макинтайр, который, помере ухода группы во все более отдаленные философские области, постепенностал уже не Морисом, а Ара Дифда Калапаруша (Ahra Difda Kalaparusha).
Надо признать, что главную проблему фри-джаза — проблемусложности слушательского восприятия, "светлячки" решили весьмауспешно. Это действительно очень сыгранный коллектив, где музыканты внимательнослушают и хорошо понимают друг друга. И поскольку преобладающее настроениекомпозиций не агрессивное, а скорее созерцательное, атональные "навороты"проглатываются удивительно легко. Калапаруше удалось, используя средствафри-джаза, добиться легкости и гладкости нью-эйджа. Не случайно на обложкедиска изображен благостный фотопейзаж: море, далекая горная гряда, закат(или восход) солнца. Но самый привлекательный элемент в программе — голосРиты Омолокан. Она блестяще справляется с труднейшей задачей — на равныхвместе с другими инструментами участвует в создании звуковой картины. Идеальнаяинтонация, интересный тембр и опять же тонкое чувствование коллег.
Между прочим, фирма "Delmarc", сделавшая запись,опекает также Энтони Брэкстона и знаменитого джазового экспериментатораСан Ра. Это означает некоторое признание и явный интерес к Калапаруше впрогрессивных джазовый кругах. Если у вас уши не заложены ватой стандартов— стоит послушать.
Бывали ли у вас в жизни моменты, когда надоело бежать, спешить куда-то,все осточертело и хочется вспомнить старых друзей, тех, с кем вы давноне виделись, и собраться с ними, и выпить бокал хорошего вина или пива, и поговорить по душам, так, как ...
Истинный блюз! Это единственное, что напрашивается после прослушивания «Шестнадцати оттенков». Традиция, которую последовательно пронесли в своем творчестве Sonny Boy Williamson, Big Joe Williams, Sippie Wallace, Lonnie Johnson, B. B. King и John ...
Альбом гитариста и аранжировщика Чака Лоэба представляет собой вполне удачную смесь слегка припопсованного джаз-рока и латиноамериканской музыки. Он в основном состоит из тем самого Лоэба и записан при участии вполне профессиональных, но пока еще ...
СД замечательного поп-джазового квинтета 8 1/2 Souvenirs похож на легкий ветерок, что весело ворошит осеннюю листву на тротуаре. Ветерок-хулиган, который срывает с прохожих шляпы и выворачивает зонты. С помощью нехитрых приемов Оливье Жиро с ...
Мощный ритмичный этно-поп, превосходно записанный, хотя, может, и немножко однообразный. Абдель Али Слимани — единственный алжирец среди девяти музыкантов, участвовавших в записи этою альбома. Он исполнитель и автор всех песен, он также играет ...
Абдрахман Абделли — представитель кабилов, которые, как и туареги, являются частью берберских племен, населяющих Северную Африку последние 9000 лет. Берберы имеют общий язык и собственный алфавит, немного похожий на греческий. Живя в ...
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...
Альбом не самый новый, но отложить его в сторону только по этой причине было никак нельзя. Уникальный ансамбль, захватывающая своей свободой и выразительностью музыка. К тому же, сознайтесь, нечасто приходится слышать такую комбинацию ...
Биг-бэнды — символ эры свинга, Гиллеспи научил биг-бэнды исполнять боп, сегодня они играют самую разную музыку, но даже сегодня биг-бэнд, играющий рок-н-ролл (и чуть-чуть блюз) — это довольно экстравагантно. Автор этой необычной идеи ...
Джон Зорн создал свой новоджазовый квартет "Масада" в начале 90-х, когда еще существовали другие его нашумевшие хардкор-джазовые проекты "Naked City" и "Painkiller". В отличие от них, "Масада" сразу же принялась "разрабатывать" тематику еврейской ...
«Масада» — специальный проект нью-йоркского авангардиста Джона Зорна, где он с помощью трех партнеров делится со слушателем творческими идеями, навеянными еврейской музыкальной традицией. Отсюда соответствующее оформление альбомов, ...
Теряюсь в догадках, из каких соображений музыканты трио-- решили назвать свою программу "Безумный ритм". Их музыка полнаизящных, тонких, манящих, дразнящих, эротических, легких -- но никак небезумных ритмов. Солирующая скрипка -- достаточно редкое ...