Joe Morris / Ken Vandermark / Hans Poppel - Like Rays
05.03.1997
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых глубоких импровизаторовв США", "музыка следующего тысячелетия" — это цитаты иззападных джазовых журналов "Jazziz", "Village Voice","Wire", "Jazztime". Дискам Морриса несколько раз присваивалсятитул лучшей записи года в разделе "новой музыки".
Совершенно свежий релиз, выпущенный в мае 1998 года, называется"Словно лучи". Моррису в записи помогали два весьма авторитетныхв мире современного джаза музыканта. Саксофонист Кен Вандермарк )из Чикаго сам руководит авангардным квинтетом, а также участвует во множестверазнообразных составов экспериментальной музыки. Немецкий пианист Ханс Поппель известен на европейской сцене с 1966 года, когда он впервые играл в Мюнхене с оркестром Телониуса Монка.
В чем же новации игры на гитаре Джо Морриса, что так восхищает заокеанских критиков? Его стиль игры действительно необычен. Это простоне гитарный стиль. Моррис использует гитару как саксофон — и в этом смысле его манера игры скорее напоминают стиль Орнетта Коулмена, чем что-либодругое. Это похоже на четко артикулированную скороговорку — быстро чередующиеся звуки, извлечение которых требует большого технического мастерства, нобез малейшего намека не то, чтобы на мелодию, но даже на крошечный мотив.Даже фуззовые глиссандо скорее похожи на характерный джазовый хрип духовых,чем на традиционные гитарные "запилы". Саксофон и фортепиано старательно поддерживают гитару в стремлении быть абсолютно, идеально атональными.Музыканты прекрасно друг друга улавливают и чувствуют. И рецензенты, назвавшие такую манеру "новым поколением импровизации", безусловно, имеют на это все основания.
Композиции программы не пронумерованы, как это бывает чаще всего в атональных пьесах, а имеют "нормальные" смысловые названия. И эти названия становятся важным ключом к пониманию сути музыки."Из снов", "Я могу с этим жить", "Новый огонь","Левитация", "Фотон" — когда известно название, то звуковой поток, первоначально кажущийся полным хаосом, практически неизбежно приобретает определенную осмысленность. И слушателю уже не столько слышатся,сколько видятся мистические или, если хотите, космические картины, которые музыка и создает, и иллюстрирует. В живописи это уместно было бы сравнить с абстракциями Василия Кандинского. Он в свое время доказал, что бессмысленное сочетание мазков в любом случае создает у зрителя определенное настроение.
Трио Джо Морриса умело создает настроение, оставаясь слегка отстраненным и бесстрастным, словно глядя на свое произведение со стороны.На мой взгляд, музыкантам не хватает более откровенных эмоций, экспрессии,хоть это и противоречит восторгам заокеанских критиков. А насколько новации Морриса в действительности повлияют на развитие музыки — точный ответ дасттолько время.
Этот проект был просто обязан рано или поздно появиться. Могу даже предположить, почему он появился скорее позже (через 22 года после смерти выдающегося мастера блюза Хаулин Вульфа), чем раньше. Слишком уж уникальным, штучным, неповторимым был его ...
Просто уверен: эта сборка гитарной музыки способна увлечьне только горячего любителя фламенко, но и всякого другого слушателя, которыйспособен услышать настоящую музыку. 12 исполнителей представлены на альбоме под несколько странно-вызывающим ...
Последний альбом известнейшего гитариста стал одновременно его дебютом на не менее известной фирме. Однако ничего принципиально нового слушатель здесь не найдет. Ди Меола верен себе, и его сегодняшние композиции выдержаны в том же русле, что и ...
Яркий, сочный образец современного андерграундного американского фри-джаза. Бригган Краус — один из самых неутомимых и изобретательных саксофонистов на сцене Нью-Йорка и Сиэттла, его родного города. Но при всем его радикализме нельзя не признать, ...
Когда человек уходит, остается то, что он успел сделать. Если речь идет о наследии джазмэна, пусть даже выдающегося композитора, ноты иллюстрируют лишь часть им сделанного: слишком важно в джазе живое исполнение, непосредственная импровизация. ...
Феликс Джей - один из тех исполнителей, чья музыка совершенно не укладывается в какой-то определенный стиль, не "влазит" в какие-то рамки. Несмотря на то, что этот его альбом (последний на сегодняшний день) вышел на уважаемом джазовом лейбле FMR, ...
Ференц Шнетбергер родился в бедной цыганской семье в Венгрии в 1957 году. Его отец — очень известный гитарист, которого частенько сравнивали с Джанго Рейнхардтом. Не мудрено, что папа передал свое мастерство сыну, при этом отправив его набираться ...
Музыка, на которой истинно отдыхает душа, но в то же время совершенно не расслабляющая и не уходящая далеко от джаза. В ней сплелись воедино джазовые ритмы, академическая фортепианная традиция и ньюэйджевская философичность. В этом альбоме ничто не ...
Замечательно, когда человек правильно определяется, чем ему лучше заниматься, ориентируясь при этом более на свои возможности, чем на свои желания. Вот обаятельные братья Ивановы оказались очень удачливыми организаторами— судя по их проектам, ...
"Магнифишент седьмой" — это семь белых американцев,играющих в теперь уже считающейся строгой и классической манере "модернсвинг". Йон-Эрик Келсо (Jon-Eric Kellso) — корнет, Дэн Баррет (DanBarrett) — тромбон, Рик Фэй (Rick Fay) — тенор- и ...
Судя по всему, данный альбом — это переиздание двух записанныхеще в 1970 году композиций, придуманных перкуссионистом Джоном Стивенсоми воплощенных им же при участии сопрано-саксофониста Тревора Уоттса, а также большого числа юных музыкантов и ...
Камерная фортепианная музыка. Камерность — в использовании одного инструментаи в общей приглушенности звучания. Борис Прусаков играет не "в стиле".Он словно бы смотрит на музыку изнутри, спокойно перебирая разные манерыигры, "вспоминая" разные ...