Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполняющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид музицирования насчитывает не один десяток лет и стал не просто явлением музыкальной жизни, но уже и частью истории музыки. Книга, написание которой и издание инициировал и осуществил один из соучредителей Словацкого блюзового общества и его нынешний председатель — музыкант, композитор, аранжировщик и журналист Ян Литецкий- Шведа, представляет собой продуманный по структуре, тщательно исполненный и чрезвычайно богатый по информации сборник. Скомпонованный согласно всем общепринятым для подобного рода изданий нормам, он во многом может быть образцом того, как и что следует фиксировать для истории того или иного вида музыки.
Сравнительно небольшой объем книги отражает не то чтобы не очень богатую историю словацкого блюза (а это вовсе не так), который многие годы существовал в тесной связи с блюзом чешским, а раскрывает эту историю под своеобразным углом зрения. Безусловно, по сравнению с историей мирового блюза словацкий блюз — всего только одна из его многочисленных страничек Но в том-то и прелесть подобного рода изданий, что они раскрывают в первую очередь национальную специфику развития данного вида музыкального творчества в его соотнесении с общемировыми процессами и позволяют акцентировать внимание на том, что существенно для исторических хроник в первую очередь данной страны. Что и было отлично воплощено в этой книге.
Структура ее вполне обычная: вступительная статья, охватывающая блюзовые процессы от 1961 года до нашего времени, обзор деятельности наиболее известных блюзовых клубов Словакии. Отдельная часть книги посвящена представлению тех музыкантов, которые в той или иной мере сделали вклад в историю словацкого блюза. Затем, согласно тем же био-хронологическим нормам, включая дискографическую информацию, представлены коллективы. На раздел "Фестивали" стоит обратить отдельное внимание, поскольку здесь размещена информация не просто о том. где и когда что проходило, но и приводится список всех участников, что, согласитесь, для истории также весьма важно.
Отдельно представлено Словацкое блюзовое общество. Здесь можно узнать что в числе почетных его членов — Джон Мэйалл и Дэйв Пибоди, перечислены обладатели званий "Блюзовый музыкант года в Словакии" и "Открытие года", а также "Событие года".
Неожиданностью для подобного рода изданий следует признать ту его часть, где представлены тексты наиболее ярких, известных блюзовых композиций. созданных музыкантами Словакии. Тут же рядом приведены списки публикаций по блюзовой тематике за многие годы, списки кино- и видеофильмов, перечислены изданные альбомы. Завершается книга, как и положено, индексом имен и названий.
Изданная вполне понятным небольшим тиражом в 500 экземпляров, эта книга, тем не менее, наверняка прекрасно выполнила возложенную на нее роль "агитатора и пропагандиста". И если последовать далее за знаменитым ленинским постулатом, она еще — и вполне авторитетный "коллективный организатор": подводя итоги одной эпохи блюзовой жизни в Словакии, книга нацеливает и исполнителей, и слушателей в будущее.
Знакомясь со словацким блюзом, я поймал себя на мысли: а ведь, к примеру, история белорусского блюза буквально всего-то на пару лет младше истории блюза словацкого. Покопавшись в ней, можно также найти немало интересного и важного для истории белорусской музыки вообще. Вот хотя бы один из известных фактов: Юрий Цирюк, знаменитый дирижер Государственного камерного оркестра Беларуси, в свое время активно выступал как пианист в минских ресторанах, исполняя джаз. Наверняка играл он и блюз.
Вот только кто займется всей этой очень кропотливой работой в Беларуси, сказать трудно. А ведь с каждым годом многие события прошлого, люди просто уходят из памяти, забываются, иногда — навсегда. И поэтому столь важна сделанная в Словакии работа, которая позволила буквально остановить это время, зафиксировать то, что было, существенное и не очень. Главное — зафиксировать. А уж потом время само разберется, что оставить для истории, а что — нет.
P.S. Одновременно с книгой "Блюз в Словакии" мне прислали еще одно очень полезное и богатое на информацию издание — справочник "Музыкальные события в Словакии 2006". Более 170 страниц текста этой брошюры представляют собой календарь музыкальных событий в стране на этот год — фестивали по всем жанрам и направлениям музыки (понятно, с контактными адресами), мастер-классы и курсы для молодых музыкантов, выставки, конференции и семинары, наиболее важные концерты, коллективы, театры и залы. Иными словами — все, что может потребоваться любителю музыки и профессионалу своего дела в этой стране. К слову, подобные сборники стали вполне обычным явлением в большинстве стран, и не только Европы. Беларусь в этом смысле выглядит Золушкой, у которой, так кажется, нет даже желания встретиться с феей: наше Министерство культуры не в состоянии сделать нечто подобное. Нет, "Славянский базар" будет наверняка. А вот что еще — не знает, видимо, никто... Поедем туда, где знают?
Ян Литецки-Шведа и коллектив.
Hudobne Centrum, Братислава, 2005.
160c., на англ. языке.
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
Вновь мультимедийное издание гостит в нашем "Книжном обозрении", причем на этот раз издание совершенно особого рода. ...В студенческие годы не было для меня лучшего спасения от скуки на лекциях по предметам типа "научный коммунизм", чем, ...
…Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и ...
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...