Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь обиходное название драмтеатра, на сцену которого выходили музыканты из Польши, США, Италии, Москвы, Петербурга и Екатеринбурга.
"Если хотя бы половина фестивальных групп представляет европейский либо мировой уровень — это безусловный успех", — реплика из зала. В данном случае, по мнению автора, таких было четыре из шести.
Вопреки фестивальной традиции (оркестр Н.Баранова) местная диаспора была представлена на сей раз малым составом под названием "Моби Джи", т.е. мобильный джаз. Это молодежное трио клавишника Ильи Макарова, явно начинающего делать себе региональное (пока) имя под патронажем более старших, опытных и уже регионально именитых тромбониста Виталия Владимирова и саксофониста Марка Иванцова, которые, по сути, и "вытащили" в целом эпигонскую музыку "Моби" (а такой в джазе всегда было в 1ООО раз больше, чем творческой) на "транзитный" уровень. За последние пару лет Иванцов стал вполне индивидуальной музыкальной личностью (т.е. джазмэном по определению), а Владимиров — безусловно лучший тромбонист в сегодняшней России — своими эффективными и содержательными импровизациями, основанными на собственной композиторской практике, почти "передавил" (или завуалировал) стилистическое несоответствие между юными джаз-рокерами и вполне зрелыми джазовыми солистами. Хотя подлинно музыкальный диалог между последними только начинает вызревать.
Итальянский квартет саксофониста Массимо Д'Авола (не по названию ли знаменитого сорта винограда и марки одноименного фирменного вина?), потеряв своего лидера пианиста Романо Муссолини, в значительной мере утратил прежний музыкальный шик и биографическую интригу. А что осталось? Подразумеваемые серенады, итальянские оперные арии, а по большому счету — все та же квази-европейская модель американского мэйнстрим-джаза, культивируемая во всем мире тысячами музыкантов и ансамблей. Никаких новых открытий или озарений эта музыка не содержит: стильно, добротно и профессионально. Сегодняшняя среда ее обитания — респектабельные клубы-рестораны, посещаемые vip-персонами и прочими важными шишками.
Американский ритм-энд- блюзовый и блюз-роковый гитарист, вокалист и шоумен Хайрам Буллок (по-нашему Быков) появился на фестивале благодаря содействи Генерального консульства США в Екатеринбурге, и выйдя на сцену, тотчас начал подтверждать свою громкую репутацию в современной разновидности национального жанра американской музыки. С технологической точки зрения (инструмен тальное мастерство, интонационная подлинность, динамические перепады от грохота до шепота) все было о'кей, насчет души (в блюзе — это смех сквозь слезы) скорее подразумеваемо, нежели очевидно. А очевидным был явно коммерциализированный шоу-блюз — вполне конъюнктурный товар черных американцев на рынке современного шоу-бизнеса. И, наконец, тело, которое практически в любой народной музыке следует за душой. Здесь Буллок оказался в равной мере отвязным (драйв и экспрессия) и развязным, о чем свидетельствовали двусмысленные телодвижения, явно обращенные к залу, которые, на мой вкус, производили впечатление навязчивого позерства. С другой стороны, многочисленные октавные прыжки-скачки, ускорения-замедления темпа, с радостью узнаваемые публикой цитаты из знаменитых шлягеров ("Биттлс" или Гершвина) и временами почти человеческий голос блюзовой гитары — все это значительно ближе к джазовому (или блюзовому I содержанию, нежели "авторский" визуальный ряд. Хотя первозданного аутентичного блюза в спектакле Баллока оказалось все же немного.
Совершенно противоположное отношение к фольклору. благодаря эмоционально-психологическому погружению в корневую систему народной музыки, продемонстрировали на фестивале два российских ансамбля — петербургское ’Волковтрио" с фольклорным вокалистом Сергеем Старостиным, который по собственному признанию ощущает себя "онтологическим" музыкантом, и московское "Второе Приближение" пианиста и композитора Андрея Разина, исполняющее современную письменноимпровизационную музыку в самом широком контексте всеобщей "мировой деревни".
С первых же порывов тотчас налетевшего фанк-рок-фри-джазового вихря "Волковтрио" зал словно замер в ожидании пришествия всепоглощающей необузданной сокрушительной лавины звуков, выпеваемых, выплакиваемых, выкрикиваемых, выстукиваемых совсем не фольклорными инструментами (акустический бас, гитара и ударные) и уносящих современного урбанизированного человека в доподлинно языческую культовую и ритуальную символику наших далеких предков. Либо, по контрасту, задумчиво парящий мотив Сергея Старостина — нежный, отрешенный, трагический. умиротворяющий... Каким парадоксальным образом этот подлинно русский голос-инструмент вписывается в совершенно инородныи музыкальный язык "Волковтрио"? — одна из самых непостижимых загадок современной альтернативной культуры.
Второе приближение — физический термин, означающий максимально возможное приближение к научной истине. А к музыкальной? Во все более расширяющемся пространстве современной импровизационной музыки это максимально возможный баланс композиции и импровизации, обусловленности и спонтанности, результата и процесса. Один из создателей "Второго Приближения" московский джазовый критик и продюсер М. Митропольский позиционирует эстетику этой группы как результат культурно-исторических влияний поэтики Ф.М. Достоевского, полистилистики Сергея Прокофьева и красочных абстракций Марка Шагала, перенесенных на русскую национальную почву. Я бы уточнил — на российскую, поскольку в музыке "Приближения" явно прослеживаются мотивы и интонации многонацио налыного российского этноса: цыганского, татарского, еврейского... разумеется, русского, и каждый внимательный слушатель мог обнаружить в этой музыке свои национальные корни. И далее, уже за пределами нашей родины: балканский фолк, французский шансон и, наконец, элегантное (скорее песенное нежели танцевальное) танго в экспрессивно-чувственной передаче Татьяны Комовой, которая, по мере постепенного отхода незабвенной Валентины Пономаревой от импровизационною авангарда, становится едва ли не единственным в сегодняшней России профессиональным мастером неформальных и парадоксальных "нечеловеческих" звуков человеческого голоса,
Если расточать комплименты в адрес шведского семейного диксиленда Карлингов (мама, папа, две дочери и два сына), трудно будет остановиться. Безупречное чувство стиля (от новоорлеанского до свинга), супер- профессиональный трехголосный контрапункт ведущих инструментов, сокрушительный драйв, завидное для любого шведа чувство юмора и еще много зажигательных прибамбасов (сценических и музыкальных, кроме, пожалуй, не вполне уместных акробатических и цирковых трюков), но прежде всего универсальное мастерство и энтузиазм мульти-инстументалистки (прежде всего тромбонистки — без преувеличения одной из выдающихся в мировом традиционном джазе, — а также трубачки, пианистки, саксофонистки) и самой заразительной шоу-вумен по имени Ганхилд, мгновенно воспламенили зал и сделали всех без исключения горячими сторонниками шведского ансамбля.
Вот таким шведским апофеозом и всеобщим ликованием местного джазового сообщества завершился нынешний весенний "Транзит", который явно выделяется среди прочих событий джазового сезона прежде всего высоким качеством музыки, стилистическим диапазоном (от традиции до авангарда), новыми таорческими идеями и, что особенно приятно отметить, более продвинутым пониманием и оценкой жанровой специфики со стороны екатеринбургской публики (пример тому — восторженный прием московского трио А Разина).
P.S. Если бы местные правительственные чиновники и прочие vip-персоны посещали подобные праздники из интереса, престижа или хотя бы любопытства, а не протокола, музыкальная культура нашего города была бы. по мнению автора (нет, не богаче — она и так не бедная), более содержательной, а претензии Екатеринбурга на звание третьей столицы — более обоснованными.
В этом году Международный фестиваль Rigas Ritmi (Рига, Латвия) отметит свое 5-летие с 4 по 10 июля, поражая своей насыщенной концертной программой, в которой выступят как и молодые таланты, так и признанные джазовые мастера. Хэдлайнерами нынешнего ...
Почти через полтора года после первого фестиваля, 14 мая 2006 года басисты Беларуси собрались в театре эстрады на Bass day 2. Маститые мастера и начинающие музыканты показывали, на что способен этот инструмент. Надо сказать, сюрпризов было много. ...
В очередной раз по России пролетел ежегодный блюзовый фестиваль, которым смогли насладиться многочисленные блюзмэны и блюзвумэны Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. И в этом году организаторы фестиваля ...
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангардной разновидности, наступил в октябре. Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых ...
Третий Международный ереванский джаз-фестиваль. Этого словосочетания армянские любители джаза не слышали целых 5 лет. Последний фестиваль такого уровня состоялся в 2000 году, когда Ереван посетил Чик Кориа (Chick Corea) и его группа Origin. Потом ...
В рамках "Программы поддержки музыкального движения в Украине" Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уверенно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III международный фестиваль детского джаза. Честно ...
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном ...
Amicus Plato sed magis arnica veritas". Этой древней истиной я собиралась поначалу руководствоваться в написании репортажа с V-ro Международного джазового фестиваля "Jazz Карнавал в 0дессе-2005", но потом вспомнилось еще одно мудрое изречение: "Я — ...
Ну, вот свершилось: самый амбициозный и продолжительный литовский международный джазовый фестиваль Kaunas Jazz 2005 перешагнул свой 15-летний рубеж. С 21 апреля по 1 мая 2005 года под его флагами прошли 27 концертов на сценах Вильнюса и Каунаса. ...
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...