nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Vilnius Band 2002 - Джазовые уроки в Вильнюсе

Vilnius Band 2002 - Джазовые уроки в Вильнюсе  У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, до­статочно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учите­ля, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в 1994 году и должен был со­стояться первый фестиваль бэндов и диксилендов.

К сожалению, жизнь внесла свои коррективы. Фестиваль этот был задуман известным пропагандистом и организа­тором джазовой жизни Людасом Шалтянисом с целью по­каза того, что делается в обла­сти традиционного джаза не только в Литве, что вполне по­нятно, но и в ближайших странах. Уже была изготовле­на атрибутика фестиваля, но неожиданная смерть Людаса нарушила все планы. И лишь в этом году идея получила ре­альное воплощение: нашлись спонсоры, собралась команда энергичных организаторов (Зита Жепницкиене — дирек­тор; Эугениус Ведецкас — арт- директор; Кястутис Вайтиекус — менеджер проекта; Йонас Сакалаускас — исполни­тельный менеджер), в резуль­тате чего три дня в центре ста­рой части Вильнюса звучала бэндовая музыка. Как оказа­лось — не только традицион­ная: иногда даже в рамках диксилендовых проектов испол­нялась музыка по-настоящему современная.

Итак, на фестиваль "Vilnius Band 2002" приехали музы­канты из пяти стран. Кроме хозяев, по одному составу представляли Беларусь (ан­самбль традиционного джаза "Ренессанс"), Германию (квинтет "Mac Jass"), Латвию ("Dixieland-jazz band" из Даугавпилса) и Польшу ("Kalatowki"). При этом при­езд последнего коллектива выглядел настоящей сенсаци­ей, поскольку во главе этого полноценного бэнда стоял сам Збигнев Намысловский. О нем, собственно, позже, а те­перь о том, что звучало на этом фестивале.

Итак, внутренности Дома учителя — уютное место с ря­дами кресел и столиками под навесом. Цены на билеты — очень доступные: максимум 10 литов (около 2,5 доллара). Один из концертов — вообще с бесплатным входом. Сво­бодные места, впрочем, были всегда, но это, похоже, орга­низаторов не волновало. Тра­диционно отличные звук и свет, транспорт и пиво "Калнапилис" для участников — то есть все было на месте, без роскоши, но по делу.

Первый концерт открыл муниципальный камерный оркестр Св.Кристофера (па­трон города) из Вильнюса, с которым пела Нэда (сильная доля на последнем все-таки слоге). Затем работал старей­ший литовский диксиленд "Alte Kameraden", возникший еще в начале 60-х прошлого века. В то же время практичес­ки на всех концертах показа­лась и молодежь. Было даже такое впечатление, что "Vilnius Band 2002" проводил­ся в первую очередь для моло­дых: все-таки традиция — это такая штука, через которую обязаны проходить все джаз­мены. Пускай даже она потом читается ими сугубо по-своему.

Именно так поступил поистине звездный диксиленд под руководством тенориста Даниэлюса Праспаляускаса, в котором выступали Валериус Рамошка (труба), Людас Моцкунас (сопрано), Скирмантас Саснаускас (тромбон), Гинтарас Шулинскас (гитара), Владиславас Борковскис (бас) и Арвидас Вайнюс (ударные). Это было слаженное, отто­ченное исполнение, отме­ченное оригинальным ос­мыслением традиции и тон­ким ее синтезом с тем джазом, которым участники ансамбля занимаются вне рамок дикси­ленда.

Сильное впечатление оста­вил также биг-бэнд из Каунаса Ромуальдаса Грабштаса. Мин­чане (про своих обязан ска­зать особо) играли согласно договоренности 20 минут, но за это время сделали все, что­бы понравиться публике и ор­ганизаторам навсегда. Во- первых, начали с традицион­ной белорусской народной темы, что уже было необычно. Во-вторых, все аранжировки у "Ренессанса" — оригиналь­ные, чем коллектив выделялся на общем фоне. В-третьих, был приготовлен сюрприз: в составе минчан в одной из пьес просолировал кларне­тист бэнда из Паневежиса Игорь Ш, который в свое вре­мя играл именно в "Ренессан­се".

Участниками фестиваля были также такие солидные коллективы, как бэнд Литов­ского радио и телевидения Ярославаса Чехановичюса и Литовский государственный оркестр духовых инструмен­тов "Тримитас".

Наконец, бэнд Збигнева Намысловского. Я не мог не по­интересоваться у знаменито­го поляка, почему он вдруг из­менил квартету и квинтету, и вот что услышал:

— Несколько лет подряд в Польше проходит "Джаз-кем­пинг" в Колотувках, это такая туристическая база в Татрах. Туда съезжается много моло­дых музыкантов. И мы много уже играли вместе, вместе же делали и аранжировки. Имен­но там и возникла идея созда­ния биг-бэнда. Я подготовил для него всякие собственные композиции, и таким обра­зом "Колотувки-бэнд" стал фактом. Пока что у нас вооб­ще нет денег, поскольку ор­кестр не имеет постоянного состава, мы лишь время от времени встречаемся на ре­петициях, на которые музы­канты приезжают из разных мест Польши. А поскольку это совершенно новый проект (всего два концерта в Польше и вот еще два здесь), мы толь­ко сейчас занялись поисками спонсоров. Нам уже помогает 3-я программа Польского радио, в студии которого мы вскоре отыграем концерт в живом эфире. Этот концерт уже будет финансироваться одним из банков, и я надеюсь, что наши контакты с этим банком получат продолже­ние.

Музыка польского бэнда как раз и представляла на фес­тивале новую традицию. Об­разно говоря, это был квартет Намысловского в бэндовом варианте, хотя, конечно же, не только это, но с сильным упором именно на компози­цию. Маэстро, во всяком слу­чае, не был основной фигу­рой, солировал скорее мало, чем много, и был одним из участников оркестра, кото­рый ярко демонстрировал, что такое школа молодого польского джаза. М-да, под та­кие бэнды да с такими учите­лями банки и способны рас­кошеливаться...

Каждый вечер после окон­чания оркестра здесь же, в ре­сторане Дома учителя, прохо­дили сейшены, особеннос­тью которых была чуть ли не предварительная запись. Бе­лорусы и здесь не ударили ли­цом в барабан: Антон Боев, Алексей Леонович показали, что способны ярко играть не только традицию. Поскольку на этих сейшенах, что удиви­тельно, звучал в основном джаз современный. Неудиви­тельно: ученики подрастают и начинают играть не то, чем прославились их учителя.

Добавлю, что концерты фе­стиваля вела Юрате Кучинскайте — не просто красивая женщина, но и отличный зна­ток джаза, в чем-то — ученица Людаса Шалтяниса. А еще концерты "Vilnius Band 2002" проходили в стильном пабе, как я понял, при университе­те, где было также полно мо­лодежи, которая с удовольст­вием слушала традиционный джаз в живом исполнении.

Подробную информацию о фестивале можно найти на адресе www.vilniusband.e- net.lt

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ


Jazz-Квадрат, №3/2002




стиль
джаз
автор
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Литва


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2002 - 2004 года

  • стиль: джаз, джаз
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
  • стиль: джаз, джаз
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежне­му активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь са­мый старый и уважаемый ...
  • стиль: джаз, джаз
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
  • стиль: джаз, джаз
17-24 июля в Стокгольме про­шел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 кон­цертов и клубных выступле­ний на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву счи­тающийся "сердцем" Сток­гольма. ...
  • стиль: джаз, джаз
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают лю­дей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
  • стиль: блюз, блюз
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», ко­торый состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых лю­бителей музыки. Они спори­ли на тему, ...
  • стиль: джаз, джаз
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
  • стиль: джаз, джаз
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
  • стиль: джаз, джаз
"2003 год. Сто лет со дня окон­чания строительства дома ве­ликого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, пло­щадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
  • стиль: джаз, джаз
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли учас­тие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...
  • стиль: джаз, джаз
Каюсь, собираясь лететь в Башкирию, я попытался ре­шить две вовсе не равновели­кие проблемы. Во-первых, на­сколько близко к краю света находится эта самая Уфа, а во- вторых, что же нынче следует понимать под фольклором, который должен стать глав­ным ...
  • стиль: этно, этно
Существует какой-то мут­ный анекдот советских вре­мен, типа "два русских — это драка, два еврея — чемпионат мира по шахматам". Перефра­зируя данный анекдот, полу­чается, что "три бывших со­ветских нацмена — это все­мирный фестиваль этничес­кой ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com