Для нашего сайта это первое знакомство с группой Orange the Juice из небольшого польского города Сталева Воля, а для самой группы The Messiah Is Back – это второй альбом. Первый, You Name It, был выпущен довольно давно, еще в 2008 году и сразу принес группе международную известность. Orange the Juice отметились выступлениями на таких крупных форумах, как фестиваль в Сигете, фестиваль Zappanale в Германии, фестиваль в Будапеште, где они выступали вместе со знаменитым шведским авангардистом Матсом Густафсоном. Впрочем, Orange the Juice любят и дома - у себя в Сталевой Воле они нечто вроде городской достопримечательности, а в Польше в целом собрали целый ряд престижных наград различных конкурсов. Это, так сказать, предисловие. А теперь пора обратиться непосредственно к альбому The Messiah Is Back.
С чего начинается знакомство с любым диском? Разумеется, с обложки. И уже на этой стадии меня ждал сюрприз. Представьте себе увеличенную в несколько раз коробочку для ювелирных украшений. Именно в такую «пирамидку» красного цвета упакован альбом. Когда «пирамидку» удалось раскрыть, то помимо конверта с диском там еще обнаружилась … горсть конфеток в таких же красных фантиках. Сам же конверт при раскрытии напомнил памятный с детства вариант книжки-раскладушки со встающими объемными фигурками персонажей. Здесь в роли такой фигуры выступал непосредственно CD-диск. Конверт и все надписи выполнены золотом по белому. Такое оформление делало бы The Messiah Is Back идеальным презентом даме сердца, только вот маленькие красные пятнышки на обложке, подозрительно напоминающие кровь, настораживали. Как показало прослушивание диска – не зря, и подарок мог бы прийтись по вкусу лишь даме сердца с очень не консервативными вкусами. Но, в любом случае, шапку долой перед дизайнерами альбома – Ивоной Дучмаль и студией TOFU! Да и избыточность фантазии в оформлении альбома оказалась конгениальна исполняемой Orange the Juice музыке.
Самое время перейти к последней. Уже стартовая композиция альбома Romanian Beach многих может повергнуть в шок. Но наиболее характерной для представления о том, что и как играют Orange the Juice, я бы назвал вторую пьесу - Summer Sea. Спокойное, лиричное вступление на фортепьяно после неожиданного брейка ударных сменяется натуральным нойзом, разнообразные, не слишком музыкальные конкретные звуки, кашель, новый брэйк – и вы уже слушаете жесткий металл, который сменяется чем-то балканско-цыганским в духе No Smoking Orchestra Эмира Кустурицы с мощной духовой секцией. И среди всего этого, как изюм в булочке, рассыпаны короткие, все столь же прохладные фортепьянные интерлюдии. При этом группа даже не пытается как-то организовать эти алогичные переходы от одной стилистики в другую – нет, «стежки» здесь сознательно огрублены и вызывающе торчат наружу. Брутальный музыкальный коллаж постмодернистского толка – таково основное впечатление от музыки Orange the Juice. Элементы коллажа могут меняться и тасоваться в разных композициях: так, отдельные вокальные партии заставляют вспомнить эстетику хип-хопа, в The Message возникают в каких-то эпизодах интонации фьюжн, в Report – психоделического рока, еще больше психоделики в двадцатиминутном эпике I Was Wrong, который мне понравился больше всего.
К музыке, которую исповедуют (по крайней мере, в этом альбоме) Orange the Juice трудно привыкнуть, еще труднее полюбить ее, но не отнять у нее одно: слушатель всегда должен быть «в тонусе», его кормят не деликатесами, а полусырым, но сочным мясом с кровью (не отсюда ли те пятнышки на обложке?). При этом сонористика у группы необычайно богата – как в акустической, так и в электронной составляющей. Помимо секстета участников Orange the Juice в записи участвовало много гостей, и в букет звучаний они добавили и такой раритет, как теремин (в том самом психоделическом Report), и альт-саксофон Мацея Обары, одного из «молодых львов» польского джаза, игравшего с Томашем Станько, и нежные детские голоса хора мальчиков Cantus. Остается добавить, что альбом записывался в режиме live в одном из кинотеатров родного города музыкантов.
Я легко могу себе представить Orange the Juice и на фестивале авангардного джаза, и на прог-метал форуме, но для основной аудитории ни там, ни там, они вряд ли станут до конца «своими». Пожалуй, именно Zappanalе и другие фестивали памяти Заппы являются для такой музыки идеальным местом. Старина Фрэнк с удовольствием бы отведал Orange the Juice.
Немецкий джазовый гармошечник голландского происхождения Хендрик Меркенс и российский джазовый пианист Миша Цыганов уже давно живут в Нью-Йорке и часто вместе выступают и концертируют (в том числе и в России). Меркенса джазовая пресса считает ...
Когда разворачиваешь выполненный в виде книги конверт альбома Hitchhiking To Byzantium и извлекаешь из одной половинки книжку-буклет, а из другой – сам компакт-диск, то обнаруживаешь на фоне фотографии некоего ночного пейзажа две надписи. ...
Генри Манчини (1924 – 1994) – один из самых успешных в истории США кинокомпозиторов. Он был о бладателем 4 Оскаров и 20 (!) премий Грэмми, написав музыку к более, чем полутысяче фильмов. Манчини, естественно, не был чисто джазовым ...
В духе Александра Дюма-отца этот альбом можно было бы назвать «Семнадцать лет спустя». Именно столько лет прошло со дня последнего совместного выступления The City Boys Allstars и до их новой встречи 28 августа 2013 года в нью-йоркском ...
Какую музыку может исполнять человек, который любит Таунса Ван Зандта, французских поэтов – символистов и акустический блюз гриотов из Мали (так он пишет о себе на собственном сайте)? Альбом Rags Across the Sun, пятый в дискографии певца, ...
Niagara – итальянский ансамбль с двумя фронтменами – Давидом Томатом и Габриэле Оттино. Оба они поют, играют на гитарах и клавишных, а также широко используют современные возможности электроники в музыке. Разумеется, в записи их нового, ...
Когда-то покойный Джим Холл, один из самых тонких и глубоких джазовых музыкантов, едко покритиковал журналистов, проводящих в своих текстах надуманные параллели между музыкантами и художниками, в частности сравнивавших Мингуса с Босхом. Видит Бог, я ...
«Ну что ж, еще один обычный альбом-трибьют,» - скажет иной пресыщенный джазфэн, едва взглянув на обложку этого издания. Но, поставив диск для прослушивания, он сразу, с первых же тактов, убедится в том, что трибьют этот как минимум, ...
Эффектная обложка – взгляд обязательно остановится на ней в ряду с десятком других альбомов. Послушав Arise, третий по счету альбом норвежского трио InterStatic, могу с уверенностью сказать, что для многих и многих слушателей, то, что ...
Итальянский барабанщик, композитор, писатель, бэнд-лидер, участник многих международных фестивалей и обладатель многих наград и почетных званий, Франческо Куза родился в Катании в 1966 году. На сегодня в его творческой биографии значится уже более ...
Куонг Ву – известный новоджазовый трубач, яркий представитель нью-йоркской авангардной сцены. Хотя он вырос и получил образование в США, родился Куонг Ву во Вьетнаме, откуда в 1975 году бежали от вступавших в Сайгон победоносных ...
Изучая творческую биографию гитариста из Майами Линдси Блэйра, поражаешься ее пестроте. Блэйр играл джаз с Мейнардом Фергюссоном, латинскую поп-музыку с Глорией Эстефан, ритм-энд-блюз с Бобби Колдуэллом, а еще кантри, хип-хоп, академическую музыку, ...