nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Пятый Интернационал Бориса Штерна

Пятый Интернационал Бориса Штерна  Первое, что я вспомнил, прослушав по присланному линку альбом "Момент потерянной эйфории", это бабелевского Гедали с его мечтой об Интернационале добрых людей. И подумал, что главный создатель этого альбома Борис Штерн творит такой Интернационал здесь и сейчас. Я бы присвоил ему пятый порядковый номер – после всех имевших место социально-политических Интернационалов, от Маркса до Троцкого. Интернационал Бориса Штерна явно вне политики и доктринерства, это Интернационал людей, наверное, добрых и уж точно, каждый по своему, талантливых. Именно Борис объединил этих людей из Израиля и Беларуси проектом «СлушатьВнаушниках», в рамках которого записан альбом "Момент потерянной эйфории", выложенный в Soundcloud по адресу https://soundcloud.com/borismstern/sets/mpesvn. Там, кстати, сразу после названия проекта в скобках многозначительно значится еще одно название: «Штерн Б. и Друзья». Надо думать, «СлушатьВнаушниках» - не единственная форма сотрудничества, придуманная Борисом, могут появиться (уже имели место?) и другие проекты, а круг друзей Штерна обладает потенциалом для расширения.

Но вернемся к сути. В 90-х годах прошлого века Борис Штерн был заметной фигурой в музыкальных кругах Минска, причем одновременно и андеграундно-творческих, и начальственных (был в руководстве Первого музыкального канала). Переехав в 2003 году в Израиль, связей с Беларусью не прервал, продолжая сотрудничать с целым рядом белорусских музыкантов. И продолжал писать стихи. В «Момент потерянной эйфории», насколько я могу судить по приведенным датам, вошли стихи разных лет, но написанные уже на исторической родине. «СлушатьВнаушниках» - это и есть отобранные автором стихи в собственном исполнении, положенные на музыку. Впрочем, вот как в письме автору этих строк характеризовал проект и его участников сам Штерн:

«15ть недлинных треков в разных стилях, написанных и записанных в разных странах. Все участники СлушатьВнаушниках просто оказались в одно время в разных местах. Большинство музыкантов - участники известных белорусских и израильских проектов конца 20го начала 21го веков. Получилось бодро.


Members: Борис Штерн - тексты, голос, музыка, идейка, Андий Граф - музыка, сведение, Леонид Нарушевич - музыка, сведение, дух, Владимир Ломберг – музыка, Петр Привин - музыкальное прочтение, Дмитрий Ривин – сведение, Вячеслав Быстрицкий – сведение, Влад Граусбард – видео, Арсен Ягджян – видео, Дарья Катковская – ударения, Руслан Рабаев - ничего не делал вообще, Майк Шапиро - соло на электро-пиано, Моше Янковский - саз, губная трубёжка».


Не будем обращать внимания на самоиронию автора («идейка»). Борис Штерн – Поэт. Я не большой знаток (да и не большой любитель поэзии), но настоящее от фальшивого, как мне хочется думать, отличить могу. Отдельные вещи в этом альбоме проняли до мурашек по коже.

«Он» (как мне услышалось, это о Боге):

Он знает что каждый хочет
Он верит в нас между прочим
А мы выбираем другое
Какое-то не такое

War Song (так мог бы сказать Ремарк, если бы писал стихи):

Это лучшее что осталось в окопе
Где-то под городом среди ржи
Кто-то ходил воевать за Родину
А кто-то ради обычной лжи.

Храм (снова о Боге, но уже по-белорусски):

Дзякуй табе Магутны
Што ёсьць у нас у цябе вера
Мы ж для цябе як літары
Мы для цябе як папера

Дорога (финал альбома, похоже, о себе):

Я хотел бы умереть на твоих коленях
Просто уснуть может от лени
Глаза закрыть
Только тебя касаясь
Я ведь знаю что это не страшно
Для меня это было бы важно
Как прыжок с высоты
На которой есть я и ты

А есть еще и Петербург, прохладная столица поребриков («Трамвай»), есть пронзительный «Вторник (памяти Дмитрия Тарасенко)», из которого невозможно вырвать для цитирования строку или куплет, который надо читать или слушать только целиком, есть еще много-много чего. Словом – Поэт. Но еще и Музыкант. Каждый из пятнадцати треков альбома – это далеко не просто чтение стихов под музыку. Мне доводилось рецензировать на jazzquad.ru немало альбомов, где джаз, импровизация сопровождали поэзию: американских (Бливас, Далачински), российских (Круглов, Федоров), белорусских («Князь Мышкин»). Везде это были в лучшем случае полу-удачи. Прослушав "Момент потерянной эйфории", я принялся просто читать заботливо размещенные здесь же, в Soundcloud, стихи. И… быстро обнаружил, что мне чего-то не хватает, не хватает той самой, вроде бы вторичной, вроде бы необязательной, - музыки.

Так что, давайте теперь о ней, тем более, тут тоже немало любопытного. Музыка в разных композициях сочинялась разными людьми, и, разумеется, ни о какой единой стилистике речь тут идти не может. Много синти-попа от Андия Графа - и только ему удалось повлиять на манеру чтения стихов Борисом. Штерн ведь, собственно говоря, не поет, он просто, спокойно, без аффектации, читает свои стихи, но почти во всех композициях Графа ему приходится переходить практически на рэп. Впрочем, тот же Андий Граф сочинил и наиболее близкую к джазу композицию альбома – «Стоп». Музыка Леонида Нарушевича – это авангардные абстракции, существующие как бы параллельно слову и особенно удачные там, где и лирика носит более абстрактный характер. «Письмо» мне трудно себе представить в виде, отличном от того, который придала этой композиции музыка Владимира Ломберга. Ну и, наконец, сам Борис Штерн-композитор, наверное, лучше всех чувствующий, что требуется Борису Штерну-поэту, а главное умеющий переплавлять это ощущение в конкретную музыку. Не думаю, что "Момент потерянной эйфории" в чем-то проиграл из-за стилистической эклектики. Здесь это было уместно.

Вот такой альбом, который, на мой взгляд, может заинтересовать самых разных людей с разными вкусами – от любителей бардовской музыки до поклонников альтернативного искусства. Вот тем, кто взахлеб смотрит конкурсы песен «Евровидение», определенно беспокоиться не стоит. А остальные – Welcome! Идеи Пятого Интернационала – в жизнь!

Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь, Израиль
музыкальный стиль
кроссовер


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела релизы

  • стиль: джаз, джаз
Херби Хэнкок и Уэйн Шортер объединили усилия для записи альбома редкостных дуэтов фортепиано и сопрано-саксофона, альбома, которому наверняка суждено оставить заметный след в истории современного джаза. Плод их сотрудничества, альбом "1+1", вышел ...
  • стиль: джаз, джаз
"Мне было 18 лет, когда я приехал в Нью-Йорк. Декстер Гордон сказал мне: не рассказывай историю Чарли Паркера, не рассказывай историю Кэннонбола Эддерли, рассказывай свою историю". Доналд Харрисон часто и с гордостью рассказывает эту историю. И, ...
  • стиль: этно, этно
Такого внимания армян­ского музыкального об­щества, насколько я знаю, не удостаивался еще ни один армянский джазовый диск. Достаточно серьезная пресс-конференция, после которой о выходе дебютно­го альбома группы «Катунер» оповестили своих зрителей, ...
  • стиль: джаз, джаз
16 апреля 2013 года, почти одновременно с выступлением Джеффа Берлина в Минске с трио Казуми Ватанабе, на лейбле Random Act Records выходит его новый альбом Low Standards. Один из самых видных современных мастеров игры на электрической бас-гитаре, ...
  • стиль: этно, этно
Релиз, который наверняка не оставит равнодушными поклонников клезмерской музыки. В Штатах одним из классиков этого направления считается Натан «Принц» Назаров (Nathan "Prince" Nazaroff). Об этом человеке известно очень мало, сохранилась ...
  • стиль: джаз, джаз
Бразильский гитарист, композитор и продюсер Бруно Элизабетски (Bruno Elisabetsky ) среди своих любимых музыкантов числит Антонио Карлоса Жобима и Каэтано Велозо, Пэта Мэтини и Брэда Мельдоу, Эду Лобо и Эгберто Жисмонти. Каждый из них оставил ...
  • стиль: блюз, блюз
В 2013 году Roomful of Blues, одна из самых известных и самых веселых блюзовых команд, отмечает свое сорокапятилетие новым альбомом 45 Live, который увидит свет 30 июля. Это концертный диск, вобравший в себя лучшие треки с трех концертов, сыгранных ...
  • стиль: джаз, джаз
Талантливая джазовая вокалистка Роберта Доннэй (Roberta Donnay) и ее ансамбль The Prohibition Mob Band приглашают своим новым альбомом A Little Sugar совершить путешествие в середину двадцатых годов прошлого века, в эру сухого закона, гангстерских ...
  • стиль: этно, этно
Нужно сказать, что изначально коллектив BGKO специализировался на музыке клезмеров, и название расшифровывалось как Barcelona Gipsy Klezmer Orchestra. Однако, кларнетист Робиндро Николич, со-основатель прежнего состава, покинул проект, продолжив ...
  • стиль: джаз, джаз
Первый в 2015 г. релиз от ECM Records, который привлек к себе внимание всех поклонников умного философского звучания Криса Поттера – одного из самых прогрессивных и самобытных саксофонистов современности. К работе над Imaginary Cities (это второй ...
  • стиль: этно, этно
Группа FolkBeat – это четыре талантливые девушки, исполняющие традиционное славянское многоголосие в электронной аранжировке с использованием техники beatbox. Основу современного репертуара группы составляют как фольклорные песни, так и авторские ...
  • стиль: блюз, блюз
Испанская вокалистка, работающая под сценическим именем IreneB, наделала много шума в 2009 году, выпустив дебютный альбом Metamorphosis. Тогда она стала первой в истории исполнительницей из Испании, выпустившей альбом в стиле ритм-энд-блюз. Кстати, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com