Первый на MoonJune Records альбом очень известного у себя на родине, в Индонезии, а также далеко за ее пределами клавишника, композитора и педагога Двики Дхармавана (р.1966). Уроженец Бандунга (Западная Ява), Дхармаван заставил говорить о себе в очень молодом возрасте, основав в 1985 году группу Krakatau. С тех далеких времен он собрал немалый урожай наград на различных фестивалях, объездил с выступлениями более 60 стран мира, не исключая при этом и пост-советское пространство: не далее, как в прошлом, 2015 году Двики Дхармаван в Международный день джаза выступал в Одессе.
Основную часть записей для альбома So Far So Close Двики сделал в январе 2015 года в Лос-Анджелесе. Неизменными его партнерами при этом выступали американские музыканты: бас-гитарист Джимми Хаслип и ударник Чед Вакерман, а также исполнитель на индонезийских традиционных инструментах (преимущественно перкуссионных) И Ньоман Виндха. Но при этом в каждом из восьми треков этого полностью авторского альбома (все композиции сочинил и все аранжировки написал сам Двики) мы слышим и электрогитару. Партии этого инструмента поделили между собой еще два тоже весьма известных индонезийца: Дева Буджана и Тохпати – оба, в отличие от Дхармавана, уже давно сотрудничают с MoonJune Records.
Ну, а в стартовой, задающей тон всему альбому, композиции Arafura, гостит легендарный джазовый скрипач Джерри Гудмэн, известный многим по раннему периоду Mahavishnu Orchestra (начало 70-х) Джона МакЛафлина. Откровенно говоря, и сама композиция словно возвращает во времена расцвета джаз-рока или музыки фьюжн. Этому способствует и характерное звучание преимущественно аналоговой клавишной электроники самого Дхармавана, и жесткая ритмическая структура, которую в этой пьесе прекрасно «держит» Вакерман, и, конечно же, украсившее композицию звучание электроскрипки Гудмэна. Полностью согласен с мнением Дэйва Уэйна, комментировавшего этот альбом на Allaboutjazz, о том, что остается только пожалеть об отсутствии скрипки Гудмэна в других треках.
Впрочем, и в последующих пьесах, как темповых, вроде титульной So Far So Close или NYC 2050, так и спокойных типа Whale Dance, оптимистичная энергетика раннего фьюжн не развеивается, и, что очень важно, музыка Двики отнюдь не кажется при этом неким ретро и в ни коей степени ощущения вторичности не оставляет. Особняком стоит композиция Jembrana's Fantasy, где акустическое фортепьяно лидера и этническая перкуссия уносят слушателя к границам авангардной импровизации. Присутствуют в альбоме и этнические мотивы, но в использовании этих красок Дхармаван на удивление сдержан: это скорее нежная акварель, чем густой слой масла по холсту. Лишь в финальном треке The Return of the Lamafa с торжественным вокалом на старте и в конце композиции он позволяет себе чуть больше педалировать эту тему.
В целом альбом оставляет приятное впечатление. Двики Дхармаван – зрелый и интересный музыкант, которому есть что сказать слушателю. Приятно, что Леонардо Павкович и его MoonJune Records предоставили всем желающим возможность этой встречи.
И название альбома, и оформление обложки с портретами представителей разных рас и народов, делают совершенно ясным message его создателя, австралийского гитариста и композитора Элбэйра – все мы, разные и непохожие друг на друга, - люди, мир ...
Тромбонист Альберт Мангельсдорф (1928-2005) был и, на мой взгляд, остается наиболее выдающимся представителем немецкого джаза. Он был первым из немецких музыкантов (и одним из весьма немногих европейцев вообще), кто пробился на первое место по ...
Два имени и фотография на обложке этого альбома словно олицетворяют связь времен в традиционном свинговом джазе. Живая легенда этой музыки – 89-летний (в январе 2016 года ему исполнится 89) Баки Пиццарелли. Великолепный гитарист-виртуоз как на ...
Политика занимала существенное место в американском джазе в 60-е годы, в период борьбы за гражданские права, за разоружение, против войны во Вьетнаме – достаточно вспомнить работы Шеппа, Мингуса и других близких к авангарду исполнителей. В ...
Вроде бы далеки друг от друга русский и португальский языки, но слово Tema, ставшее названием альбома бразильского пианиста, бэнд-лидера и композитора Антонио Адольфо, и по звучанию, и по написанию (с заменой кириллицы на латиницу), и, главное, по ...
Радикал в искусстве и в политике, американский саксофонист Арчи Шепп – главный герой нового сетевого релиза славного лейбла из Шварцвальда MPS, воскрешающего одноименный лонгплей 1967 года: Life At The Donaueschingen Music Festival. Да, это не ...
Американец с бельгийской фамилией, Арт Ван Дамм (1920 – 2010) прожил долгую и счастливую жизнь. В эпоху, когда ни французский стиль мюзет, ни аргентинское танго не занимали умы джазовой публики, именно он научил аккордеон свинговать, переложив ...
Виолончель в джазе – не раритет, но и не повседневность. Порой басисты, а среди них и весьма известные (Гарри Бабасин, Оскар Петтифорд, Рэй Браун, Дэйв Холланд) брали в руки виолончель, играли соло и записывали целые альбомы. Значительно ...
Один из бриллиантов, как в дискографии Аттилы Золлера, так и в дискографии Масахико Сато. Красоту и яркость фантазии записанной здесь музыки исполнители разделили пополам. До A Path Through Haze Аттила и Масахико уже играли вместе, а в 1970 году ...
Работы прекрасного канадского флейтиста, обладателя многих престижных наград Билла МакБирни, не раз рецензировались на нашем сайте. Открыл же он свою дискографию пятнадцать лет назад альбомом Desvio, записанным совместно с гитаристом, певцом и ...
В октябре 2016-го американскому композитору и ударнику Биллу Стюарту исполнится пятьдесят. Новый альбом Space Squid, который выпущен немецким лейблом Pirouet Records и появится в продаже в феврале 2016 года, можно рассматривать, как подарок мастера ...
В принципе сольные фортепьянные альбомы – не редкость, но Билли Лестер и его диск Unabridged – случай особый. Не случайно, большую и обстоятельную статью в качестве liner notes к этому альбому написал виднейший джазовый критик, президент ...