Разговор о новой работе голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде хотелось бы начать с самоцитирования. Четыре года назад, рецензируя на нашем сайте альбом Kaisei Nari, я писал: «Остается только пожалеть, что перед нами скромный, меньше часа альбом, а не обстоятельный бокс-сет, скажем, из трех CD, где совместное творчество ван Кеменаде со столь разными музыкантами было бы представлено гораздо шире. Кто знает, может быть, все еще впереди…» Что ж, прогноз сбылся! Концепция альбома A Kind Of… развивает принципы, положенные в основу структуры Kaisei Nari. Весь альбом – это сборник записей, сделанных Паулем в Тилбурге в 2015 – 2016 годах с разными партнерами, своего рода хрестоматия творчества голландского музыканта за последние два года.
Часть из этих тринадцати композиций я слышал уже ранее в предыдущих альбомах ван Кеменаде (он уже давно сотрудничает с нашим сайтом, присылая нам свои работы), часть слушал впервые, а композицию Lost Bones рассматриваю, как пилотный трек к еще одному новому альбому Пауля Checking Out, который он прислал вместе с A Kind Of… и который увидит свет в июне этого года. Но о нем речь, естественно, впереди, а пока скажу, что повезет тем любителям джаза, для которых знакомство с творчеством Пауля ван Кеменаде начнется с A Kind Of… Они смогут свежим ухом ощутить насколько разным может быть большой мастер в разных составах, сохраняя при этом неизменным только свою креативность и блестящую технику.
Стартовый трек альбома Ole Kiss порадует одновременно и любителей фьюжн, и поклонников классической испанской гитары. Здесь ван Кеменаде играет с двумя гитаристами – мастером фламенко Морисом Леенарсом и электрогитаристом Жаком Палинксом, и его альт словно модерирует общее звучание столь необычного и даже парадоксального трио, где агрессия и лирика находятся в состоянии тонкого и динамичного равновесия. И если в уже упомянутой выше Lost Bones, полной музыкального юмора, альт-саксофон Пауля виртуозно пародирует человеческий голос, то в замечательном дуэте с пианистом Стевко Бушем (пьесы For Russia и Contemplation IX – for Paris) царят совсем иные эмоции и звучание саксофона наполнено самыми высокими чувствами. Отдельное место в альбоме занимает финальный блок из пяти композиций, в которых квинтет, возглавляемый Паулем ван Кеменаде играет совместно с тремя южноафриканскими музыкантами – трубачом Фейя Факу, тенор-саксофонистом Сиднееем Мниси и гитаристом и певцом Луисом Мхлангой. Этот альянс Европы и Африки порадовал очень современным джазовым языком с несомненным привкусом экзотической этники. С удовольствием слушая эту музыку, я вспоминал, что и раньше ван Кеменаде не раз обращался к музыке патриарха южноафриканского джаза Абдуллы Ибрахима. И если партнеров Пауля только в этом альбоме довольно много, то, поверьте на слово, список тех, с кем ему довелось работать вместе с середины 70-х, когда началась его профессиональная карьера, поражает своей длиной и обилием знаменитых имен. Каждая новая встреча дарит новые идеи – их малая часть показана в альбоме A Kind Of… И если хрестоматия хороша для первого знакомства, то затем вам наверняка захочется обратиться к полным «авторским текстам» - ярким и всегда интересным альбомам Пауля ван Кеменаде.
В 2015 году мы уже знакомили наших читателей с Midnight Sun, дебютным альбомом проекта MetaQuorum клавишника из Ньюкасла Дмитрия Ермакова, уроженца Санкт-Петербурга, который тогда еще был Ленинградом. Эту рецензию можно легко найти на сайте и там же ...
Колесить в бесконечных концертных турах по всей стране и за ее пределами, искать подходящих партнеров, добиваться выгодных контрактов с лейблами – или обходиться без ассистентов, все делать самому, спокойно работать в своей домашней студии, ...
Вторым, вслед за Шюгаркейном Харрисом, героем апрельских сетевых перизданий альбомов скрипичного джаза из каталога MPS Records стал Михал Урбаняк. Но представляемый сегодня альбом – это больше, чем просто Урбаняк и больше, чем просто ...
Еще один сетевой альбом Михала Урбаняка из каталога MPS Records. На этот раз это уже чистый, беспримесный Урбаняк образца конца 70-х годов прошлого века со своим знаменитым коллективом Michal Urbaniak’s Fusion. Помимо супруги Урсулы Дудзяк в ...
Первый альбом на российском сетевом лейбле испано-французского дуэта. Именно – как дуэта, потому что, одна его «половинка», испанский баск Мигель Гарсиа уже участвовал пару лет назад в совместной записи с шефом Mikroton Digital ...
…Уютный джаз-клуб с хорошей акустикой и хорошей репутацией, доброжелательные зрители-единомышленники, ясно представляющие себе куда и зачем они пришли, наконец, профессионалы достойного уровня на сцене и грамотный звукорежиссер. Что еще ...
«Хочется пожелать Мише, чтобы альянс с Criss Cross Jazz был закреплен его новыми интересными проектами» - так выглядела последняя фраза рецензии на альбом The Artistry Of The Standard, записанный пианистом Мишей Цыгановым и его квинтетом ...
Это необычный альбом, поэтому и обзор хочется начать необычно: с маленького исторического экскурса. Никто не станет спорить – женский вокал с первых десятилетий существования джаза и по сей день занимает в нем важное место. Творческие карьеры ...
Я уже имел удовольствие знакомить наших читателей с творчеством живущей на испанской Ибице австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман по ее альбому 2015 года Earth Tones. В первый день нового, 2016 года увидел свет новый альбом Мюриэль под названием ...
Нана Симопулос в молодости довольно долго жила и работала на родине своих предков, в Греции, но по рождению она – американка, уроженка Балтимора. Исполнительница собственных песен под гитару и бузуки, она дебютировала в грамзаписи в ...
С живущим в Лондоне швейцарским гитаристом Николасом Мейером наши читатели уже имели возможность познакомиться в прошлом году, почитав обзор его с Питом Оксли дуэтного альбома Chasing Tales. Там же при желании вы найдете и некоторые подробности ...
Николь Сафос поет, играет на контрабасе, сочиняет песни (и музыку, и тексты) и с 2012 года руководит своим постоянным трио. Эта разносторонне одаренная американка сегодня живет и работает в Вашингтоне, родилась же она в Нью-Джерси, росла в ...