nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ефим Барбан – Джазовый вокал. Музыкальные портреты

Ефим Барбан – Джазовый вокал. Музыкальные портреты  Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах (те две книги разделены по времени написания несколькими годами, но это не суть важно) в 2010 году. Перечитал и собственный отклик на «Джазовые портреты», в конце которого писал: «.. Кто знает, может быть именно сейчас Е.Барбан «пристраивает» к двум залам галереи третий, в котором найдут свое место еще многие и многие портреты. Очень хотелось бы на это надеяться.» Что ж, надежды оправдались. Держу в руках еще дышащий типографской краской солидный том на три с половиной сотни страниц, на обложке которого на сей раз нет фотографий музыкантов, а есть только микрофон, сразу напомнивший соответствующую песню Вл.Высоцкого. Да, этот технический прибор бесстрастно усиливает любой звук, любой голос – великого певца и кабацкого пошляка, новатора и эпигона, джазмена и… Стоп.

Вот тут-то и самое время открыть книгу и попытаться с помощью Ефима Семеновича Барбана, понять, что такое именно джазовый вокал на примере портретов его наиболее выдающихся представителей. Да, автор расширил свою портретную галерею, обустроив в ней на этот раз «специализированный зал». Почему он выбрал именно вокалистов? Возможно, потому, что именно в этой сфере границы наиболее размыты (и продолжают размываться) и отделить «зерна от плевел» сложнее всего. Обращаю внимание и на вторую часть названия книги: «Музыкальные портреты». Портреты, а не фотографии! Я имею ввиду не художественную фотографию, а, так сказать, техническую, скажем, фото на документы. Автор в предисловии сразу отсылает искателей голой информации к многочисленным в наши дни соответствующим справочникам и энциклопедиям. Это именно портреты, то есть, как пишет здесь же Е.Барбан «…сочетание музыкального анализа, биографии и личностной характеристики». Ну, а портреты, как вы понимаете, бывают разные: трудно сравнивать портрет работы, к примеру, Серова и Модильяни (сознательно беру живописцев примерно одного времени). Личность автора, авторский стиль имеют тут огромное значение, и применительно к портретам джазовых вокалистов, выполненным Е.Барбаном, это относится в полной мере.

Но и авторский стиль меняется со временем. По сравнению с «Джазовыми портретами», как мне показалось, здесь меньше каких-то бытовых подробностей, необязательных, хотя и любопытных биографических фактов (все это есть, но в меньшем объеме) и больше четкого, аргументированного, истинно барбановского анализа творчества того или иного исполнителя. При этом заметно чаще автор допускает читателя в свою (трудно удержаться от литературного штампа) «творческую лабораторию», показывая ход своих мыслей, причины тех или иных выводов, рассказывает о заново прослушанных и проанализированных пластинках, перечитанных книгах и статьях. Эта возможность для читателя как бы со-участвовать в авторском анализе, даже если ты, порой, не соглашаешься с конечным выводом, делает чтение новой работы Е.Барбана чрезвычайно интересным. В книгу вошло 85 музыкальных портретов певцов и певиц, охватывающих практически всю джазовую историю вплоть до наших дней и все направления в джазе – от прото-свинга до авангарда. Здесь и ранние джазовые вокалистки, вроде Этель Уотерс или Аделейд Холл, и Армстронг с Синатрой, и трио великих Фитцджеральд-Воэн-Холидей, и недооцененные Милдред Бейли и Кили Смит, и наши современники Ванесса Рубин, Бобби МакФеррин или Кассандра Уилсон. Пишет Барбан и о неамериканских исполнителях: перед вами пройдут портреты норвежки Карин Крог и бразильянки Флоры Пурим, британки Клио Лейн и модной уроженки Канады Дайаны Кролл. Мои поздравления Карине Кожевниковой и Алине Ростоцкой – это единственные российские джазовые исполнительницы, удостоенные персональных портретов от Барбана, что дорогого стоит! Портреты отнюдь не благостные (по крайней мере, в отношении Алины), но подобная «техника письма» в принципе чужда Барбану-портретисту. Как он пишет, «Важная часть авторского замысла – стремление расчистить портрет от наслоений, оставленных мифическими представлениями, расхожими штампами апологетической критики и дутыми репутациями». И тут «достается» многим, включая, скажем, такую звезду первой величины, как Билли Холидей. Барбан, как всегда, зорок, критичен и не чувствителен к так называемому «общепринятому мнению». Но это тот субъективизм, который дороже многих выспренних дифирамбов: Барбан – портретист, а не иконописец. На мой взгляд, очень ценно и авторское «Введение» - краткий очерк истории джазового вокала, в котором упоминается и много известных исполнителей, чьи портреты в галерею не попали.

Кстати, о тех, кого здесь нет. Ефим Семенович размещает в книге портреты таких звезд, как Фрэнк Синатра, Тони Беннет, Нэт Кинг Коул или Рэй Чарльз, связанных с джазом лишь частично, но полностью исключает из своего поля зрения блюзовую вокалистику, начиная от Бесси Смит и до наших дней, справедливо считая это отдельным направлением. Пожалуй, единственное исключение тут – это «амбивалентная» Кассандра Уилсон. «За бортом» книги и представители этнической вокальной импровизации, вроде Саинхо Намчылак (упоминаемой, правда, во «Введении»), экспериментальной вокальной импровизации, связанной или не связанной с этникой (Ива Биттова, Фил Минтон), полистилисты вроде швейцарца Андреаса Шаерера, не говоря уже о многочисленных и многобразных исполнителях коммерческого псевдо-джаза – «имя им легион». Но книга посвящена именно джазовому вокалу, очерчивая границы этого явления в авторском видении. Если же вернуться именно к джазу, то мне, конечно, жаль, что Ефим Семенович обошел своим пристальным и критичным вниманием нынешних первых звезд вокального джаза на его родине – Грегори Портера (упомянут во «Введении») и Сесиль МакЛорин Сальван, было бы очень интересно его мнение, но право выбора персонажей тут, безусловно, за автором.

Не скрою, благодаря этой книге я еще и просто повысил свою джазовую эрудицию, потому что некоторых имен просто ранее не слышал, не говоря уже об их музыке. Думаю, что в этом плане книга окажется полезной многим, а не только автору этих строк. Жаль, что этих «многих» будет не так много – я подавил печальный вздох, заглянув на лист книги с выходными данными: тираж, увы, весьма скромен. Что ж, и джаз ведь сегодня занимает достаточно скромное место на музыкальном рынке – куда уж книге о джазе конкурировать на книжном рынке с бестселлерами. Но для тех, кто любит джаз и стремится лучше его знать и понимать, не замыкаясь в стереотипных представлениях, «Джазовый вокал. Музыкальные портреты» станет бесценной находкой.

Ефим Барбан
Джазовый вокал. Музыкальные портреты
© Е.С. Барбан, 2017
© Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2017


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Великобритания, Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
  • стиль: джаз, джаз
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
  • стиль: джаз
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
  • стиль: джаз, джаз
Вновь мультимедийное издание гостит в нашем "Книжном обозрении", причем на этот раз издание совершенно особого ро­да. ...В студенческие годы не было для ме­ня лучшего спасения от скуки на лекциях по предметам типа "научный коммунизм", чем, ...
  • стиль: джаз
…Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и ...
  • стиль: джаз, джаз
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
  • стиль: джаз, джаз
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
  • стиль: блюз, блюз
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
  • стиль: джаз, джаз
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com