Если вы слышали (а вы, скорее всего слышали, а, может быть, и слушали) известную мужскую вокальную группу из Южно-Африканской Республики Ladysmith Black Mambazo, сотрудничавшую с Полом Саймоном и удостоенную Грэмми, то новый релиз специализирующейся на этнической музыке британской компании ARC Music дает всем желающим прекрасную возможность познакомиться с аналогичным женским вариантом - вокальной группой Afrika Mamas из Дурбана, провинция КваЗулу-Натал. Afrika Mamas – уже тоже весьма раскрученный коллектив и тоже одна из визитных карточек страны. Afrika Mamas не только работают в том же стиле, что и Ladysmith Black Mambazo, - исикатамия (дословно: «ходить мягко»), вокальная акапелльная музыка, но и записывается на студии, принадлежащей сыну лидера Ladysmith. Сегодня на счету Afrika Mamas уже четыре альбома. Группа имеет ряд национальных премий, широко гастролирует, выступала во многих странах Европы, в США, в Китае.
Возник коллектив еще в 1998 году. «Конек» Afrika Mamas – это, естественно, этническая музыка народа зулу плюс ощутимый налет феминизма в его специфичном африканском варианте. Сегодня в группу входит шесть вокалисток, шесть одиноких женщин, у которых общим счетом одиннадцать детей. До гендерного равноправия в южноафриканском обществе еще далеко, и Afrika Mamas позиционируют себя, как голос женщин страны, где во всем доминируют мужчины. О чем они поют? Да обо всем, что их волнует, о самых повседневных, а значит и самых жгучих проблемах, что только прибавляет им популярности. Давайте, к примеру, пройдемся по программе представляемого альбома Iphupho. Название его стартовой (она же титульная) песни, сочиненной лидером группы Нтомбифути Лушабой, означает «Песня о мечте». Мечтает Лушаба, собственно, о том, что уже стало явью: представить музыку Afrika Mamas всему миру. А дальше идут песни о беспросветной нищете в сельских районах КваЗулу-Натал (LaphaKwaZulu), о ленивых и не желающих работать мужиках, которые, тем не менее, требуют, чтобы жена исправно подавала им еду (Ulwabishi), о сильных женщинах (Imbokodo), о том, как плохо, когда болеет мама (uMama Uyagula), о тяжком труде шахтеров (Emgodini), о любимом ребенке, которому поется колыбельная Thula Sana. Особняком стоит в программе песня, посвященная Нельсону Манделе, настоящий гимн Отцу Нации - Tata Madiba.
Что из себя представляет манера пения Afrika Mamas? Поначалу, с непривычки, можно испытать некоторый культурный шок. Но если вы любите афроамериканскую корневую музыку, то быстро найдете принципиальное сходство с вокалом женщин из Дурбана. Здесь, как и в working songs черных рабов в Америке, легших в основу духовной музыки афроамериканцев и последующих светских направлений, в основе лежит принцип call and response: один голос пропевает фразу – ему следует коллективный ответ остальных вокалистов. Разумеется, здесь мы имеем call and response с выраженным зулусским акцентом, но тем интереснее слушать эту музыку! Мне, к примеру, очень понравилась ритмичная Ispoki, очень красивая, одна из лучших на диске Imbokodo, ну а пальму первенства на этом альбоме я отдал бы просто великолепной, величественной, как спиричуэлс, Тhula Sana. Думаю, и Джордж Гершвин, автор знаменитой колыбельной Summertime, высоко оценил бы мощь и красоту этой колыбельной, родившейся в Южной Африке. Стоит составить собственное мнение и тем, кто читает эти строки.
Впервые наш сайт познакомился с музыкой американского саксофониста Фила Скарфа на альбоме Lewis Porter / Phil Scarff Group под названием Three Minutes to Four в 2017 году. Интересный, глубокий альбом, в котором соединены академическая музыка, новый ...
Музыканты трех поколений встретились в альбоме Daytime Sketches. Центральная его фигура – известный голландский альт-саксофонист Пауль ван Кеменаде (р.1957), который в этом году отмечает не только свое 60-летие, но и 40-летие творческой ...
Я имел счастливую возможность слушать и рецензировать почти все альбомы Project Grand Slam, а также сольный альбом лидера этой группы, басиста и композитора Роберта Миллера Twenty (2014), посвященный двадцатилетию его творческой карьеры и также во ...
В традициях рок-культуры проект Reflections In Cosmo можно было бы назвать супер-группой: все его участники ранее работали в других коллективах и приобрели известность – и не только у себя дома, в Норвегии, но и на международном уровне. ...
Для квартета Реджи Питмэна и Лорина Дэниэлса Smilessence – всего лишь второй альбом, но для каждого из четырех музыкантов этого коллектива он – всего лишь очередная веха на уже весьма долгом творческом пути. Все они люди опытные, много ...
То, что музыкант должен уметь хорошо считать – это аксиома. Но таланты американского джазового пианиста Роба Шнейдермана выходят далеко за рамки этого тезиса. Дело в том, что Роб – одновременно высокопрофессиональный джазмэн и ...
Авангард может быть очень разным – как по степени радикальности самовыражения, так и по социально-общественным взглядам музыкантов. Группа импровизаторов из Нью-Йорка, придерживающихся джаза свободной формы и объединенная вокруг независимого ...
Далеко не в первый раз слушая музыку Роджера Дэвидсона, я уже имел возможность убедиться в горячей любви этого джазового пианиста и композитора из Нью-Йорка к латинской музыке и, в частности, к музыке Бразилии. Вот и новый альбом его трио составлен ...
Не знаю, какой смысл вкладывал американский трубач Рон Френсис Блэйк в название своего дебютного альбома, но в его рамках ассимиляция латинской музыки в джазе выглядит вполне органичной. Такой альянс, впрочем, кажется предопределенным всей ...
17 ноября 2017 года американскому тромбонисту Розвеллу Радду исполняется 82 года. В этот день лондонский лейбл RareNoise Records выпускает альбом Embrace, записанный квартетом во главе с этим выдающимся музыкантом, многократно признававшимся лучшим ...
Очень любопытный экскурс в прошлое благодаря новому сетевому переизданию от знаменитого немецкого лейбла из Шварцвальда MPS. Интересен он прежде всего первой встречей читателей нашего сетевого журнала с японским гитаристом Рю Кавасаки (р.1947). Рю ...
Три альбома за десять лет – это много или мало? Все относительно. Для команды, которая гонится за коммерческим успехом – безусловно, мало, для тех, кто записывает альбомы только тогда, когда им есть что сказать – ровно столько, ...