Alf Forsman / Tapani Varis / Eero Savela - Atmosfärg
05.05.2018
Добро пожаловать в мир финской новоджазовой музыки! Трио, состоящее из Альфа Форсмана, Тапани Вариса и Ээро Савелы, объединяет музыкантов разных поколений. Барабанщик Альф (или Аффе) Форсман – ветеран финского рока и джаза, игравший в 80-х годах в культовой финской группе Sielun Veljet, а в 90-х – в джазовом коллективе гитариста Рауля Бьоркенхайма Krakatau. Как говорит сам о себе Ээро Савела, основная сфера его интересов – это импровизационная музыка для трубы и синтез различных видов искусств, включая театр, танцевальные труппы и так далее. Ээро играет самую разнообразную музыку – от афробита и рэгги и до фри-джаза, а также занимается преподавательской деятельностью. В 2017 году вместе с Форсманом они выпустили дуэтный альбом Affe ja Eero, а в году нынешнем пригласили присоединиться к их творческому союзу еще одного музыканта, Тапани Вариса. Басист и виртуозный мастер игры на губной гармонике, Варис пришел в совместный проект из мира фолк-музыки, где он играет в одной из ведущих финских групп этого направления Maria Kalaniemi & Algardaz и с собственным Tapani Varis Collective. Но не чужд ему и авангардный джаз, свидетельством чему может служить записанный в Хельсинки и изданный в конце апреля независимым лейблом Art Fist Records совместный альбом трио Atmosfärg.
Бывают альбомы, где входишь во вкус услышанной музыки только к середине, а то и вообще понимаешь, что это – не твое. В случае с Atmosfärg музыка захватывает уже с первого трека Happy Rain: по мере развития композиции все более и более нарастает контрапункт между свободной, релаксирующей импровизационной линией, которую ведет на трубе Савела, и обжигаюшим тревожными предчувствиями ритмической линией ударных и контрабаса. К концу пьесы этот клубок тревоги словно настигает, обволакивает и видоизменяет линию трубы. Не менее интересна и следующая пьеса Evaporate, начинающаяся мощным вступлением Форсмана, задающим всей композиции настроение какого-то мистического таинства. Савела и здесь, и в других треках, играет преимущественно чистым длинным звуком, не прибегая к вибрации и окрашивая звук своего инструмента в холодноватые тона. В то же время в его звучании есть иглубокая эмоциональность, и лиричность – прямо-таки северный Чет Бейкер! Очень хорош в ряде композиций и Варис. Его контрабас в композиции Gravitate создает почти физическое ощущение страшной. «гравитационной» тяжести, и, наряду с трубой Савелы, создает основу саунда и здесь, и в финальной пьесе Aura. У Форсмана нет характерных для традиционного джаза сольных «парадных» соло – это другой джаз и другая эстетика. Но его тонкое понимание действий партнеров и несомненное мастерство «держат» форму каждого из восьми треков Atmosfärg.
В музыке альбома нет радикальных сонористических экспериментов, это добротная работа в рамках идиом многоликого европейского новоджазового языка. Поклонникам этого направления музыка финского трио должна доставить немало приятных минут.
Символичная случайность: линк к этому альбому прислан нам PR-агентством Crossover Media. Символичная потому, что трудно себе представить более яркое и талантливое воплощение музыкального направления под условным названием crossover, чем альбом ...
Человек играет на рояле и при этом поет композиции собственного сочинения. Вроде бы, ничего необычного. Это может быть и джазмен, и рокер, и представитель поп-музыки. Но ему аккомпанирует еще и струнный квинтет. Академическая музыка? Но и тут все не ...
Весной этого года, благодаря любезности Жюльена Фернандеса из 5ive Roses Press, сайт знакомил вас с релизом французского лейбла Dur et Doux - интереснейшим дебютным альбомом коллектива из Лиона Piniol, выдержанным в прог-роковой стилистике альбомом ...
В девять лет уроженец Южной Италии Сальво Лосаппио начал играть на саксофоне. Став постарше, он увлекся джазом, а в девятнадцать уже начал выступать профессионально, гастролируя по всей стране. Играл он тогда на альт-саксофоне, но в 2011 году сменил ...
Третий альбом американского басиста и композитора Сэма Бивена в качестве лидера и полностью авторский при этом. Бивен – очень опытный музыкант, игравший музыку самой разной стилистики, не только джазовую. Но в собственных проектах он ...
Crossing Paths или «Пересечение путей» - название многозначное. Бразильский вариант латинского джаза (а именно в этой стилистике сделан представляемый альбом) – это пересечение путей бразильской традиционной музыки и современного ...
Это будет не совсем обычный обзор, потому что речь идет о не совсем обычной работе. Я даже затрудняюсь сказать, чему он посвящен в большей степени: музыке или истории. Скорее всего, ни тому, ни другому, а рассказу о потрясающей верности человека ...
Джек ДеДжонетт, Боб Минцер, Майк Майниери, Рэйчел Зет… Этот перечень имен выглядит, как список победителей в опросе на тему «лучший джазмен мира» по разным номинациям, но на самом деле это не так. Это список участников проекта Rainbow Gravity, ...
Американский ирландец Шон Патрик Нунан подобен Протею: в каждом новом проекте он иной и пристегнуть его творчество к какой-то определенной стилистике просто невозможно. Перед тем, как писать эти строки я полистал в Сети отзывы критиков о его музыке. ...
В 2016 году живущий в Нью-Йорке бразильский гитарист Серхио Перейра выпустил свой дебютный альбом Swingando. Наш сайт писал о нем, ту рецензию можно найти и прочесть и об альбоме, и о творческом пути самого музыканта, опытного гитариста и ...
Дамы-саксофонистки уже давно не сенсация в современном джазе, но, с другой стороны, в элиту они пока пробираются с трудом. Навскидку могу назвать только блистательную сопрано-саксофонистку Джейн Айру Блум. Кто знает, может быть, играющая ...
Красиво и афористично пел великий блюзмен Мадди Уотерс: «У блюза был сынок, и его назвали рок-н-ролл». Продолжая эту геналогическую линию, поволю себе такое сравнение: … однажды он познакомился с хиллбилли из семейства кантри, и у ...