Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, и туркам, словом, всем жителям Балкан и Ближнего Востока. Именно поэтому выпущенный британским лейблом ARC Music альбом Oud Classics имеет еще подзаголовок, сообщающий, что это музыка Армении, Балкан и Ближнего Востока. И это уже второй альбом с музыкой, записанной видным мастером игры на уде Аланом Шаваршем Бардезбаняном (1950- 2006) и его Middle Eastern Ensemble.
Корни семьи Бардезбаняна уходят в Сирию и Анатолию, но сам он родился уже в США, в городе Уотертаун, Массачусетс в 1950 году. Музыкальные способности он проявил с детства, и играть на уде начал еще в подростковом возрасте, выступая в местных клубах армянской диаспоры. Повзрослев, Алан начал интересоваться и другими музыкальными жанрами, в частности, джазом, поступил учиться в известный колледж Беркли в Бостоне, а параллельно играл народную греческую музыку в местных тавернах. В 1977 году, как пишет автор liner notes Бо Грейвс, несколько неожиданно для армянского музыканта, Бардезбанян погрузился в изучение музыкальной системы тюркских и арабских народов – макам. Так, собирая разные источники, Бардезбанян стал крупным знатоком традиционной музыки вышеупомянутых регионов, а в сочетании со своей яркой техникой игры с импровизацией на уде – выдающимся мастером, получившим широкое признание. К сожалению, музыкант умер совсем молодым, ему было только 56 лет. Остались записи, из которых и составлен представляемый альбом.
Бардзебаняна здесь сопровождают его американские коллеги по Middle Eastern Ensemble. Звучание скрпки, гитары или аккордеона конечно делает саунд не канонически традиционным, но первое слово здесь все же за лидером и его инструментом. В альбом вошло пятнадцать треков. Тут и траСимволично, что открывает программу задорная танцевальная мелодия Uskudar, традиционная тема, популярная и у армян, и у греков, и у арабов, и у турок. Но есть и образчики чисто национальных традиций: попурри из армянских танцев Dari Mana / Ooska Gookas, еще один армянский танец Enzelee, турецкая танцевальная мелодия Rast Kashlamar, инструментальная версии греческих песен Samiotisa и Arapena / Rhodes. Вошли в альбом и произведения конкретных авторов, например, арабская тема Longa Farahfaza египетского мастера игры на уде Риада Аль-Сунбати или мелодия Bir Demet Yasemin турецкого певца Зеки Мюрена, ну и, конечно же, композиции, сочиненные самим Бардезбаняном – всего их здесь три. Что объединяет эту музыку? Прежде всего, удивительная напевность мелодий, энергия, которой брызжут танцевальные темы и – звучание уда, которым Бардезбанян владеет мастерски. Если уже переходить на личные впечатления, то я особо выделил бы в этой программе вышеупомянутые Uskudar, Enzelee, Arapena / Rhodes и финальный трек: классическую оттоманскую мелодию Nihavent Longa, сочиненную женщиной-композитором и исполнительницей на кеманче Кемани Кевсер Ханим. Впрочем, в этой программе есть из чего выбирать, и многие любители народной музыки найдут себе здесь музыку по душе.
Это будет достаточно странная рецензия, потому что информация о создателе этого проекта крайне скудна. Нет подробностей на конверте альбома: только названия треков и краткий эпиграф(?) в виде диалога: «Что это такое? Это были деревья… ...
Когда речь заходит о японском джазе, обычно представляют себе нечто, густо приправленное этникой или безюашенный радикальный авангард, до которого японцы тоже большие мастера. Но вот барабанщик Акира Тана (р.1952) сумел завоевать заслуженную ...
О тритоново-минималистских подвигах швейцарской группы Sonar, как в своем изначальном составе, так и с участием Дэвида Торна и Билла Ласуэлла мы немало писали в последнее время. А сегодня у нас на сайте гостит другая швейцарская команда, тоже ...
Пианист и композитор Алан Розенталь начал играть джаз не вчера – это видно по фотографии на обложке. Уроженец Нью-Йорка, он начинал еще ребенком с академической музыки и обучался игре на фортепьяно и композиции. Джазом Алан увлекся уже в ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...