Главная»книги»Ефим Барбан – Джазовые контакты. Встречи и судьбы. От Дюка Эллингтона до Орнетта Колмана
Ефим Барбан – Джазовые контакты. Встречи и судьбы. От Дюка Эллингтона до Орнетта Колмана
25.10.2021
Название своей новой книги Ефим Барбан построил по тому же принципу, что и двух предыдущих, но вот содержание тут совсем иное. После двух экскурсов в мир академической музыки, посвященных композиторам («Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена») и исполнителям («Колесо Фортуны. Встречи и судьбы. От Паваротти до Хворостовского»), в своей четырнадцатой по счету книге автор вернулся на родную для него джазовую почву.
Во времена оны самая первая книга Е.Барбана «Черная музыка и белая свобода. Музыка и восприятие авангардного джаза» ходила в самиздате и ее читателями во всем огромном Советском Союзе были лишь немногочисленные любители джаза, до которых дошла эта большая, сложная и вызывавшая горячие споры работа. Потом, после эмиграции Е.Барбана в Великобританию, на имя автора, как водится, было наложено табу. Барбан исчез, мнилось советским идеологам, как исчезли, будто и не существовали, Корчной, Барышников или Войнович. Но времена изменились. Издательством «Композитор-Санкт-Петербург» на сегодня опубликован весь корпус работ виднейшего критика и теоретика джаза. Есть среди них и двухтомные «Джазовые портреты», есть и «Джазовые диалоги». В двух томах «Портретов» помещены очерки о более, чем ста семидесяти мастерах джаза, в «Диалогах» собраны интервью Е.Барбана с джазовыми музыкантами. Но при этом двухтомный выпуск «Портретов» состоялся в 2010 году, а «Диалоги» увидели свет и того раньше: в 2006-м. Тиражи музыкальных изданий, увы, не велики. Книги эти смогли прочесть далеко не все желающие. Да к тому же с момента их издания прошло уже немало лет. Подросло новое поколение любителей джаза, которому ориентиры от Барбана будут не лишними. Возможно, хотя и не обязательно, именно так рассуждал Ефим Семенович, проводя «инвентаризацию» своей обширной «портретной галереи». Вначале были отобраны те «портреты», с персонажами которых автор еще и беседовал лично (а с некоторыми и не раз). Их было много: ведущему джазовых программ Би-Би-Си довелось встречаться с большинством своих героев. Уже из этой группы автор выбрал те очерки-портреты, которые счел наилучшими и дополнил каждый материалами из интервью. Примерно так рождалась книга «Джазовые контакты. Встречи и судьбы. От Дюка Эллингтона до Орнетта Колмана».
В нее вошел тридцать один очерк о выдающихся джазовых музыкантах. Ефиму Барбану посчастливилось встречаться с каждым из них. Правда, интервью он брал только у тридцати: обстоятельного разговора с Дюком Эллингтоном в тогдашнем Ленинграде во время гастролей его оркестра в Советском Союзе в 1971 году не случилось. Появление рассказа об этом человеке выглядит весьма логичным. Барбан пишет о музыкантах разных стилистических направлений: тут и традиционалисты, и представители мэйнстрим-джаза, и музыканты авангарда. Ну, а Эллингтон стоит вне этих рамок, он выше них, он – сам по себе стиль, он – джазовый гений. Не стоит думать, что автор выбрал только портреты своих любимцев: таланливо можно изобразить и не слишком приятных личностей, и Барбан не скрывает личной антипатии к таким людям, как Брэкстон или Шепп, отдавая при этом дань и их таланту, и их вкладу в джаз. Любопытна география. Подавляющее большинство очерков посвящено американцам, что не удивительно, учитывая значение именно родины джаза. Только двое европейцев фигурируют в этой книге: Мишель Легран и Эван Паркер (я не учитываю очерки о таких мастерах, как англичанин Дэйв Холланд и новозеландец Алан Бродбент – оба давно живут в Штатах и по сути принадлежат именно к американской джазовой школе). Любопытен и расклад по инструментарию. Герои большей части очерков – саксофонисты, трубачи и пианисты. В эту компанию попал только один басист (все тот же Холланд) и уж совсем полностью проигнорировал Ефим Семенович ударников – даже обидно!
Две цветные вкладки запечатлели Барбана в беседах и со многими другими видными джазменами: тут и фон Шлиппенбах, и Пэйтон, и Менгельберг, и Оксли … Увы, выбор был сделан. Очерки о них в книгу не вошли, и это суверенное авторское право. В этом смысле может показаться странным, что обложку книги украшает фотография Майлса Дэвиса, портрета которого в книге нет. Но этот великий музыкант незримо присутствует чуть ли не в каждом втором очерке – с ним играли или испытывали его влияние (как и Колтрейна) очень многие из героев книги.
Книга Е.Барбана – не энциклопедия. Каждый портрет, каждый рассказ – это именно авторский взгляд на творчество того или иного музыканта, взгляд зоркий, точный, аргументированный и, конечно же, пристрастный. Коперник, как известно, создал гелиоцентрическую систему мира. Очерки, помещенные в этой книге, хотел того автор или нет, дают в совокупности картину джазового мироздания по Барбану – и его система мира весьма убедительна! Любителю джаза, надеюсь, будет очень интересно и полезно то, о чем пишет Барбан, но важно еще и как он пишет. Нельзя не оценить и огромную эрудицию автора, и чисто литературные достоинства книги. У Е.Барбана великолепный язык: не зря он является лауреатом литературной премии имени Андрея Белого – честь, которой удостаивались немногие литераторы! Финал каждого очерка, кода, говоря музыкальным языком, меня восхищает особо. Это готовые афоризмы в диапазоне от возвышенного панегирика до уничтожающего сарказма.
Мне не хотелось бы, чтобы этот текст воспринимался, как еще один панегирик – в данном случае автору книги. Но и чисто утилитарную пользу для любителя джаза от этой книги, и эстетическое удовольствие от ее прочтения действительно трудно переоценить.
Ефим Барбан
Джазовые контакты. Встречи и судьбы. От Дюка Эллингтона до Орнетта Колман
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
Вновь мультимедийное издание гостит в нашем "Книжном обозрении", причем на этот раз издание совершенно особого рода. ...В студенческие годы не было для меня лучшего спасения от скуки на лекциях по предметам типа "научный коммунизм", чем, ...
…Есть в русском языке красивое, хотя и пришедшее из языка другого, слово «альманах». От него веет чем-то вольным, живым и интересным, временем декабристов (альманах «Полярная звезда») или диссидентов (альманах «Метрополь»). Проникло в русский язык и ...
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд ...
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...