Две гигантские азиатские державы, Индия и Китай, наиболее населенные страны мира, оказали колоссальное влияние практически на всю Южную и Восточную Азию, в том числе и культурное. Влияли они и друг на друга. Вспомним, к примеру, что Индия – родина буддизма, который сейчас там практически незаметен, но зато его миграция, в том числе в Китай, привела к широкому распространению этой религии. Музыкальная культура и Индии, и Китая имеет богатейшую историю и многовековые традиции. Так исторически сложилось, что в ХХ веке западная музыка в лице самых разных своих представителей, от Иегуды Менухина до Джорджа Харрисона, активнее интересовалась и налаживала творческие контакты с музыкантами из Индии. Музыкальный Китай по большей части оставался «вещью в себе».
Мне довелось слышать много этнической музыки, в том числе индийской и китайской, но альбома, подобного Music For Hope, я еще не слышал никогда. Здесь запечатлена встреча двух великих музыкальных культур в лице очень ярких представителей обеих школ. Амджад Али Хан – выдающийся мастер игры на многострунном индийском инструменте сароде. Его талант унаследовали сыновья, также играющие на сароде – Амаан Али Бангаш и Аяан Али Бангаш. Вместе с ними в этом проекте участвует китаянка У Мэн, очень известная исполнительница на китайской четырехструнной лютне пипа, игравшая со многими западными знаменитостями, участница записи более сорока альбомов, из которых пять были номинированы на Грэмми. Пятый участник проекта – американский перкуссионист Шейн Шанахэн, много работающий в сфере world music. Кстати, У Мэн и Шейн Шанахэн вместе работают в известной группе Йо Йо Ма «Шелковый путь».
Все вместе они играют в этой программе пять композиций. Каждая из них в общем-то основана на тех или иных индийских рагах, но это не индийская классическая музыка в традиционном понимании. Когда звук сарода сменяется звучанием пипы, когда включаются ударные, когда музыканты импровизируют – эффект получается потрясающе интересным. Это прекрасный образец world music, возникший на стыке двух великих культур.
С джазовым пианистом из Нью-Йорка Биллом О’Конеллом (р.1953) мы встречались последний раз в 2015 году, на его дуэтном с саксофонистом и флейтистом Стивом Слеглом альбоме Power Of Two. Тот диск был записан на лейбле Panorama Records, а вскоре после ...
Музыкант по фамилии Драм монд просто не может не быть ударником. С Билли Драммондом так и случилось. Он – джазовый ударник, и при этом очень хороший. Высокую репутацию этот уроженец города с газетным названием Ньюпорт Ньюс, что в штате Вирджиния, ...
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...