nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Zisl Slepovitch Ensemble & Sasha Lurje - Shotns – Shadows. Songs from Testimonies in the Fortunoff Video Archive, Volume III

Zisl Slepovitch Ensemble & Sasha Lurje - Shotns – Shadows. Songs from Testimonies in the Fortunoff Video Archive, Volume III

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Я пишу этот текст накануне вечером, и нет другого альбома, рассказ о котором был бы более уместен в этот вечер. А начать рассказ надо с 1979 года, когда в Нью-Хэйвене, Коннектикут психиатр д-р Дори Лауб и тележурналист Лорел Влок начали собирать и записывать свидетельства людей, переживших Холокост. Так возник Holocaust Survivors Film Project. В 1981 году эта видеоколлекция попала в Йельский университет и уже там превратилась в Fortunoff Video Archive for Holocaust Testimonies. Сегодня в этом архиве хранится более 4400 таких свидетельств, 12000 часов записей, сделанных в разных странах и на разных языках. Большинства этих свидетелей Холокоста уже нет с нами в силу естественных причин, но память о пережитом ими ужасе жива и воплощена в этих пленках. Люди вспоминали свою довоенную жизнь, жизнь в гетто и лагерях, рассказывали о том, как им удалось выжить и как сложилась их судьба после войны. Многие вспоминали песни, звучавшие в гетто и лагерях – они помогали узникам преодолеть отчаяние. Более 60 этих видеозаписей содержат песни – иногда в почти профессиональном исполнении, иногда лишь несколько неловких строк. Fortunoff Video Archive решил дать новую жизнь этим песням. Душой проекта – его арт-директором, продюсером, аранжировщиком, переводчиком текстов и исполнителем стал Дмитрий Зисл Слепович, с 2008 года живущий в США бывший минчанин, музыкант, возрождавший музыку клезмеров, и этномузыколог, получивший степень в Белорусской Академии музыки и неустанно изучавший историю музыкальной культуры белорусского еврейства. Этим же, только в гораздо более широких масштабах, затрагивающих идишскую культуру в целом, он продолжает заниматься и в Штатах.

Со своим Zisl Slepovitch Ensemble и с участием вокалистки Саши Лурье, бывшей рижанки, Зисл и Fortunoff Video Archive выпустили уже два альбома в рамках проекта Songs From Testimonies. Мне посчастливилось познакомиться с этим потрясающим проектом на третьем альбоме, который называется Shotns – Shadows («Тени» на идиш и на английском) и увидел свет в 2023 году. Состав Zisl Slepovitch Ensemble с аккордеонистом Джошуа Кемпом, басистом Дмитрием Ишенко и скрипачом Крэйгом Юдельманом остается неизменным во всех трех альбомах проекта. В Shotns – Shadows вошло тринадцать композиций, часть из которых имеет конкретных авторов, а часть представляет собой обработки традиционных еврейских мелодий и песен. Тут есть песни, где вспоминается довоенная жизнь, кажущаяся нереальной на фоне уничтоженных штетлов и общин с их веками складывавшимся бытом и культурой: Loy luni из польского Шидловца, Muestra tierra из греческих Салоник или очаровательная ашкеназская свадебная тема Bin ikh mit dir broygez, под которую танцевали вместе матери жениха и невесты. Есть песни, родившиеся непосредственно в гетто, картинки анти-жизни, в которую были ввергнуты миллионы европейских евреев: Di Bone (о талонах на еду в Варшавском гетто, лишившись которых человек обрекался на голодную смерть), Yinete prosklitiryo ke stavrou voutira (о коллаборационистах, сотрудничавших с нацистами в гетто в Салониках) или полная горького сарказма Geto, getunyu, написанная узником лодзинского гетто Янкеле Гершковичем. Особая часть программы – композиции, соль которых в контрапункте между известными старыми мелодиями и новым страшным текстом: титульная Shotns со стихами Лейба Розенталя из гетто в Вильнюсе, та же Yinete prosklitiryo ke stavrou voutira, текст которой сочинил неизвестный обитатель гетто в Салониках на мотив широко популярной в годы войны по обе стороны фронта Lili Marleen, написанная до войны Ярославом Ежеком, отцом чехословацкого джаза, Pochod neutral с ее страстным проклятием войне, которую пели узники «образцового» гетто в чешском Терезине. Обрамляют эту коллекцию песен две инструментальные темы, хасидские ниггуним (песни без слов) из Шидловца: Szdłowiec Nign и Odom harishon nign.

Программа эта сделана Zisl Slepovitch Ensemble в традициях классического клезмера с большим тактом и высоким мастерством всех музыкантов. Сам Слепович проявил себя здесь еще и как мультиинструменталист, игравший на нескольких разновидностях кларнета и саксофона. И отдельно надо сказать о Саше Лурье. Без ее таланта и ее души, вложенной в каждую песню, альбом неизбежно потускнел бы. Саша поет здесь песни на шести языках: идише, ладино, иврите, польском, чешском и греческом. Ничего не могу сказать об ее песнях на иврите и ладино, но ее песни на идиш воскресили далекие детские воспоминания о гастролях в Минске или старых пластинках с песнями Анны Гузик, Нехамы Лифшиц или исполнении еврейских песен Ирмой Яунзем: Саша – достойная продолжательница их дела. Не могу не сказать несколько слов и о самом издании. Вступительные тексты директора Fortunoff Video Archive for Holocaust Testimonies Стивена Нарона, исследователя из Лондона Ширли Джилберт и, прежде всего, liner notes Зисла Слеповича с подробнейшим рассказом об истории каждой песни и о людях, чьи музыкальные свидетельства стали основой альбома, превращают Shotns – Shadows и проект в целом и в научное исследование, и в большой моральной силы документ – оружие в борьбе с вновь подымающим голову чудовищем антисемитизма.

© & (p) 2023 Fortunoff

13 tks / 57 mins

(Joshua Camp - acc (tks 1–5, 7, 9, 10, 13), p (tks 6, 8, 12), additional voc (tk 3); Dmitry Ishenko – b; Craig Judelman - 5-string vi, additional vocals (tk 3); Sasha Lurje - voc (tks 2–12); D. Zisl Slepovitch - Bb cl (tks 2, 10, 11), Eb cl (tks 3–5, 7),basset horn (tks 1, 9, 13), ss (tks 6, 12), as (tks 6, 8), additional voc (tk 3);)

Линк предоставил Dan Rosenberg

Леонид АУСКЕРН



стиль
этно
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь, Латвия, США
музыкальный стиль
нео-клезмер


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2023 г.

  • стиль: джаз
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
  • стиль: джаз
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
  • стиль: этно
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
  • стиль: джаз
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
  • стиль: джаз
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
  • стиль: джаз
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
  • стиль: джаз
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
  • стиль: джаз
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
  • стиль: джаз
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...
  • стиль: джаз
Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве во время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще ...
  • стиль: джаз
Альбом Devotion, пятнадцатый студийный альбом в дискографии уже много лет живущей и работающей на испанском курортном острове Ибица австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман, знаменует ее переход под крыло американского лейбла Third ...
  • стиль: джаз
Долгих шесть лет продолжалась работа над этим дебютным альбомом американской вокалистки Нади Вашингтон. Уроженка Далласа, Техас, она, дочь певицы Нельды Вашингтон, с самых юных лет не представляла для себя иной карьеры, кроме певческой. Надя в ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com