"Каторжники носят одежду в розовую и белую полоску.Если я сам по велению сердца выбрал мир, в котором мне хорошо, разве неимею я права хотя бы отыскивать в нем различные значения на собственныйвкус: итак, существует тесная связь между цветами и каторжниками. Слабостьи нежность первых — одной природы с грубой бесчувственностью вторых. Еслимне придется изображать каторжника, — я осыплю его таким океаном цветов,что погребенный под ними, он сам превратится в гигантский, только что раскрывшийся бутон..." — этот текст из книги Жана Жене "Дневник вора"— единственный комментарий, помещенный на обложке удивительного альбома Джона Зорна. Безусловно, чтобы понять всю необычность этой программы, совершеннонеобходимо знать суть знаменитого романа — к счастью, недавно он переведенна русский язык. Эта книга — исповедь человека, нашедшего нечто прекрасноесреди отбросов, проведшего одну половину жизни в тюрьме, вторую — в самыхстрашных притонах Марселя и Барселоны. Будучи приговоренным к пожизненному заключению, Жене написал в тюрьме книгу столь талантливую, что ведущиеписатели Франции выпросили у правительства страны свободу для этого заключенного.
Еще одна цитата из книги: "Любовные игры открываютневыразимый мир, звучащий в ночном языке любовников. На этом языке не пишут.На нем хрипло перешептываются по ночам. На рассвете его забывают..."Если этот язык невозможно передать буквами, то его можно изобразить звуками!Эту идею Джон Зорн и воплотил. Четыре композиции, составляющие альбом —"Голубой", "Желтый", "Розовый", "Черный"— передают прежде всего настроение, атмосферу, и это, конечно, достаточномрачная и удушливая атмосфера. Выразительные средства, т.е. подбор инструментов,нетрадиционен — скрипка, электрогитара, две флейты, вибрафон, много перкашн,голос (только как инструмент) и очень много различных звуковых и шумовыхэффектов — от звона цепей, скрипов, щелканья, далеких мистических голосов,уличных гармошек, страшных криков до жужжания роящихся мух, которые точновписаны в сложную партитуру.
Дополнительный искажающий эффект дает изменение скоростипротягивания при записи магнитной ленты вдоль головки — как это делаютдиск-жокеи с пластинками. Альбом похож на звуковую дорожку к фильму, ещеточнее — музыку к спектаклю. Но музыка, точнее, звуковой коллаж, настольковыразительна, что сама, собственно, и есть спектакль. В ней бесполезноискать опору в виде тональности или традиционного мелодизма. Но можно найтимножество оригинальных приемов и необычных звуковых эффектов. Выразительный звуковой фон порой выстраивается из обычных вздохов. Кроме того, альбом буквально пронизан духом Востока. Выражается это в далеких звуках зурны или пения муллы или просто употреблении восточных ладов.
Очень точно найдено визуальное решение обложки диска.Художник добился ощущения, что роза, отливающая бронзой и обугленно-тлеющимчерным, кажется красной не потому, что она такая от природы, а потому чтоее окунули в кровь. Если же конверт достать и покрутить в руках, то изскладок хитро сложенного конверта неожиданно расцветет-раскроется дивнаясиняя орхидея, каких, пожалуй, в природе и не бывает.
Альбомы камерного акустического джаза, исполняемого соло или дуэтом — явление не такое уж и частое. Нелегкий жанр. Но когда за дело берутся такие музыканты, как Рон Картер и Джим Холл, результат просто не может быть ординарным. Так и здесь — ...
Очень удачное российское переиздание. Удачное потому, что оно преподносит слушателям секстет Кэннонболла Эддерли в эпоху его расцвета — в первой половине 60-х годов. Место Бобби Тиммонса за роялем занял тогда еще молодой австриец Джо Завинул, ...
Не знаю, исходя из каких критериев обозревать новый релиз британского гитариста Питера Оксли. Думаю, не следует становиться на позиции ревностного поклонника джаза, для которого любое отступление от признанных канонов — уже святотатство. Хотя здесь ...
Лакомый диск для коллекционеров редких джазовых записей. Разумеется, оценить прелесть этого российского переиздания смогут только почитатели межгалактического путешественника, пришельца с планеты Сатурн, а заодно древнеегипетского божества по имени ...
Альбом состоит из двух резко отличающихся частей. Начинают его семь композиций, записанных в Нью-Йорке в июне 1961 г., где с квинтетом Эддерли поет Нэнси Уилсон, а затем следует запись уже чисто инструментальной сессии из пяти треков, сделанная в ...
Этот альбом переиздан уже в наши дни с учетом новых технических возможностей, что позволило превратить его в очень оригинальный по наполнению диск. Запись эта свела в один состав прекрасных исполнителей, которые, однако, подчиняясь воле продюсера, ...
Московское недавнее переиздание одного из лучших альбомов классика чикагского блюза Лютера Эллисона. Он возглавлял группу под названием "Rolling Stones" еще в 50-х. Черных "Rolling Stones" из города Чикаго. В то время, как будущие лондонские ...
Хоул до 1992 г. двенадцать лет играл блюз у себя дома в Перте, Западная Австралия, и был совершенно неизвестен за пределами континента. Открытие для всего мира состоялось благодаря изданию именно этой, первой записи Хоула на чикагском "Аллигаторе". ...
Скрипача по имени Питер Компо мы уже представляли нашим читателям в №12/99. Тогда в "CD-обзоре" рецензировался его самый свежий альбом. После этого музыкант прислал в редакцию еще один свой диск, и мы решили, в виде исключения, познакомить вас и с ...
К столетнему юбилею великого трубача и певца многие лейблы переиздают старые его сборки и выпускают новые. Перед вами — одна из таких старых вечнозеленых коллекций. Уж и не знаю, какое новое слово я смогу сказать во всемирной армстронгониане. Да ...
Было бы ошибкой подходить к рецензии данного альбома только лишь с точки зрения музыки. Выступление Марека Балаты в Минске в феврале этого года наглядно продемонстрировало, что в избранной этим артистом области он является не просто музыкантом, но ...