Йоэль Гонсалес, Чрезвычайный и Полномочный Посол кубинской музыки в России, особенно хорошо знаком любителям джаза из Петербурга. В 1991 году выпускник художественной школы из Гаваны приехал в северную столицу России и быстро стал здесь активным участником местной джазовой жизни. Гонсалес известен сотрудничеством с целым рядом российских музыкантов, но особенно я отметил бы его творческое партнерство с известным пианистом Андреем Кондаковым. Он организовал в Петербурге и собственную группу, а также провел в городе целый ряд фестивалей латинского джаза. Помимо российских джазменов, Йоэль Гонсалес Портилья (так звучит его полное имя) работал и с целым рядом европейских и американских музыкантов высокого класса.
И вот Йоэль представляет вниманию публики свою новую работу. «Симфония ритма» составлена как бы из двух частей. Первая и основная, включающая одиннадцать композиций в формате DVD, называется The Future Cajon. Ее можно рассматривать двояко: если вы просто любитель афро-кубинского джаза, то для вас это любопытные видеозаписи большого мастера латинской перкуссии, но если вы еще и сами мечтаете овладеть таинствами этой музыки, изучить технику игры – то для вас это настоящая добротная видеошкола. А возвращаясь к названию этой части, надо отметить, что ее главным героем Гонсалес сделал далеко не самый известный кубинский перкуссионный инструмент – кахон. Его более именитые «родственники» тоже появляются на экране, но кахон – это герой главный. Как пишет сам Йоэль в liner notes альбома, именно кахон стал для него «…предельным выражением моего музыкального опыта».
Внешне этот инструмент напоминает открытый по одной грани ящик, вроде посылочного, в форме параллелепипеда. Музыкант в прямом смысле слова «седлает» инструмент, то есть садится на него, и дальше… дальше надо видеть. Гонсалес играет на кахоне и двумя руками, и двумя руками и пяткой одной ноги, и щеточкой в сочетании с рукой. В liner notes музыкант подчеркивает: «левая рука использует музыкальные техники, характерные для конги, в то время, как удары правой руки и пятки ноги создают звуки, характерные для ударной установки». Каждая из композиций демонстрирует возможности кахона по-своему, создавая вместе ту самую симфонию ритма, которая вынесена в название этого релиза. И для тех, кто не хочет расставаться с симфонией, Йоэль предлагает в качестве бонуса вторую часть проекта, аудио-программу Filosofias из пяти композиций, где афро-кубинская музыка тоже представлена во всем своем экзотическом блеске.
Но главное в проекте – это все же видеопрограмма. Снята она очень строго, даже аскетично. Камера практически неподвижна и внимательно следит за исполнителем, движением его рук и ног. В контексте проекта такой подход выглядит вполне оправданным. Текст – комментарий автора в видео варианте желающие могут прочесть по-испански, по-русски и по-английски. Последние два языка использованы и в оформлении обложки альбома, то же очень красочной, толковой по содержанию и оригинальной в некоторых деталях – например, Йоэль поместил сюда фотографию своего паспорта гражданина Республики Куба со всеми соответствующими данными, и разумеется, с фотографией гражданина. Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя, за которую явно ответственны редакторы. Увы, небрежность к английской грамматике я встречаю в российских релизах уже не первый раз. Слово «ритм» по-английски пишется так, как в данном тексте, а не так, как на обложке издания. Досадно! Правда, достоинств новой работы Йоэля Гонсалеса это ничуть не умаляет.
В названии второго альбома австрийского авангардного джазового трио Kelomat не случайно упоминается Москва. Два трека из семи вошедших в состав диска – Auf Der Zuckerseite и самая большая композиция, пятнадцатиминутная ...
В создании нового альбома Юры Нестеренко, помимо организованных им проектов White Night blues и NESTARы band, принимали участие коллективы «Крама», «Палац» и Константин Концевой (Осимира). Трудно сказать, какой именно стиль преобладает в композициях ...
Альбом минского пианиста, клавишника, композитора Максима Пугачева очень интересен по крайней мере по двум причинам. Его можно рассматривать, скажем, как своеобразный групповой фотопортрет современных мастеров белорусского джаза. Разумеется, ...
Американский блюзмен Фрэнк «Сан» Силз (1942 – 2004), гитарист, певец, композитор, пользуется у себя на родине заслуженной славой одного из ярких мастеров чикагского блюза, а также соул-блюза, который он с блеском исполнял ближе к ...
Альбом с экстравагантным названием «Это встречается с тем» и с не менее причудливой обложкой ознаменовал собой дебют Джона Скофилда на лейбле Emarcy после почти десятилетнего сотрудничества с Verve. Но от перемены мест приложения усилий ...
В России выпускается не так много дисков отечественных джазменов. Поэтому каждый из них вызывает живой интерес. Прежде всего любопытно услышать новый альянс музыкантов и выяснить, что он дал каждому из его участников. Вышедший в Ростове-на-Дону ...
Басист Бернд Затцингер (р.1977) – фигура весьма примечательная в австрийском джазе. Бернд в равной степени хорошо играет как на электрическом, так и на акустическом инструменте. Он не только исполнитель, но и талантливый композитор и ...
"Концерт в ГЕЗе" -- запись выступления группы в "Галерее экспериментального звука" (ГЭЗ-21, Петербург) весной 2007 года. Оставаясь в первую очередь проектом глубоко мелодическим, КМ на этот раз представил программу, акцентированную больше на ...
Выпуска этого диска ждали почти пять лет, ибо первый – Happy Birthday – разошелся буквально сразу. Да и как могло быть иначе! Впервые в России вышла запись, демонстрирующая достижения самой молодой ступени джазового образования. Любопытство было ...
Первое знакомство наших читателей с музыкой американского гитариста и композитора Джона Стейна состоялось в № 6/06 «Jazz-квадрата». Но представляемый сегодня альбом Green Street и изданный в 2006 году Concerto International de Jazz, ...
Карьера Дэниэла Мура, профессионального композитора, написавшего тысячи и тысячи песен для различных исполнителей, началась в 1972 году и продолжается по сей день. В числе музыкантов, исполнявших творения Мура, запросто можно обнаружить таких звезд, ...
Гимн Нью-Йорку в двенадцати частях – песнях, созданный калифорнийцем Роном Капланом, по-своему уникален. Рон хорошо известен в мире джазового вокала, как продолжатель и хранитель традиций Фрэнка Синатры, Мела Торма, Тони Беннетта. ...