Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время именно с его портретом на обложке, с большим материалом о нем А.Кассиса и обзором первого сольного альбома Hornology внутри. С тех пор прошло более четверти века. За эти годы на бумажных, а затем на электронных страницах журнала появилось немало статей о феномене Аркадия Шилклопера, интервью с ним, обзоров его новых работ, в чем и я посильно участвовал. А сам Аркадий продолжал восхищать и удивлять своих многочисленных поклонников во всем мире разнообразными совместными проектами (альбом Prayer от Moscow Art Trio c участием Альперина и Старостина для меня так и остался одним из самых ярких джазовых произведений вообще), сольными альбомами и необычными экспериментами, вроде jam session c китообразными. И вот, почти через тридцать лет после Hornology, на молодом российском лейбле Jazzist выходит New Hornology, так сказать, сиквел того старого проекта, зеркало музыкальных идей, настроений, чувств сегодняшнего Аркадия Шилклопера, взявшего в партнеры в этой работе только любимую валторну, альпийский горн и кулохорн (разновидность флюгельгорна, с которой я слушал Шилклопера впервые).
В отличие от романтических интерьеров Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, где записывался Hornology, местом рождения New Hornology стало несколько московских студий. В основной блок произведений этой программы вошло семь пьес (к ним добавлен и один бонусный трек, о чем речь впереди). Я не стану разбирать здесь тонкости виртуозной игры Аркадия, его изящные переходы с инструмента на инструмент, оставив это профессиональным музыковедам. Просто поверьте на слово, что и с мастерством, и с креативностью у Шилклопера по-прежнему все прекрасно, да еще и техника в студии со времен Hornology шагнула далеко вперед, расширив возможности музыканта. Попытаюсь просто поделиться своим восприятием этого альбома.
Как мне показалось, первыми двумя пьесами Аркадий отдает дань джазовым истокам: «откуда есть пошла джазовая земля…»). В стартовой Wupper в огненном ритме живет этакий нео-свинг – привет временам ушедшим, но навсегда славным. Blues on Seven – это взаправдашний, беспримесный блюз, правда, исполненный на таких инструментах, которые ни Дельта, ни Пидмонт не видывали. Тем не менее, если представить тех старых темнокожих отцов блюза, слабо разбиравшихся или вообще не знавших нотной грамоты, думаю, услышав Blues on Seven, они признали бы Аркадия своим парнем. Edelweiss – совсем другая история и совсем другая традиция. Под звуки, естественно, альпийского горна сразу представляешь картинки швейцарских, австрийских, баварских Альп: ухоженные коровы с колокольчиками, вкусное пиво от пышногрудых подавальщиц, замечательные сыры и зеленые высокогорные луга, где цветет эдельвейс. В этой самой короткой пьесе альбома удивительно сочетаются и академическая строгость, и танцевальная жизнерадостность. А вот в композиции Cobra Шилклопер разворачивает перед слушателем яркий образчик нового джаза во всем великолепии диалогов своих инструментов. Музыка здесь очень образна, и мне почему-то показалось, что она послужила бы отличным саундтреком к анимационному фильму, который еще ждет своего создателя. Кинематографические ассоциации не покинули меня и в контрастной по отношению к предыдущему треку композиции Chorale. После игривой Cobra музыка Шилклопера с изящной торжественностью улетает в горние выси, улетает в космос, и если бы Тарковский снимал сегодня свой «Солярис», эта пьеса могла бы составить конкуренцию переложению баховской фа-минорной прелюдии. Следующие две пьесы опять отсылают нас к джазовой истории – но только своими названиями. Take Seven сразу вызывает ассоциации с Take Five Пола Дезмонда в исполнении брубековского квартета. Наверное, и Take Five годится для изображения неких танцевальных па, но Take Seven – это откровенный и безудержный танец, причем в середине композиции мне вдруг послышалось что-то в духе хасидского ниггуна, и я представил себе старенького ребе в штраймле и длинном черном халате, приплясывающего в окружении своего двора. Впрочем, по мере развития пьесы ребе растаял в пространстве, и все закончилось вполне светским финалом. Название Four Brothers я воспринял, как отсылку ко «Второму стаду» Вуди Хермана с четверкой блистательных саксофонистов: Стен Гетц - Зут Симс - Серж Чалофф - Херби Стюарт. Но при всем уважении и к Вуди, и к его саксофонистам, один Шилклопер показался мне и современнее (что естественно), и гораздо ближе и интереснее. Ну, вот мы и добрались до бонусного трека под названием Tales for Alexandra, где Аркадий пригласил поучаствовать в его записи классический струнный квартет. При его деликатной поддержке, в самой объемной композиции альбома (почти семь минут звучания) Шилклопер действительно рассказывает музыкальную сказку, судя по всему – героическую, но с хорошим концом.
Мне остается попросить прощения у Аркадия за свои фантазии и трактовки, возможно, кардинально отличающиеся от тех мыслей, которые вкладывал в музыку ее автор. Уверен, впрочем, что у каждого, кому повезет услышать New Hornology, они будут свои, стоит только разбудить воображение, а музыка Шилклопера будит его лучше любого стимулятора, а вдобавок – она пока не запрещенное вещество.
Для британского ансамбля с сочным названием Bag Of Bones (возможно, по книге Стивена Кинга) альбом No One Gets Saved является дебютным. Но участники ансамбля (это квартет) – отнюдь не новички на лондонской джазовой сцене. Все они принадлежат к ...
Вот и первая ласточка нового 2024 года! Альбом Ú ltimo Sosiego (что-то типа «Последний мир» в переводе с испанского) увидит свет в самом начале января будущего года на авангардном лейбле из Бруклина 577 Records. Его создатели – чилийский дуэт ...
Новая работа канадского флейтиста Билла МакБирни, старого и доброго знакомого нашего сайта, имеет особый смысл. Он выражен уже в названии нового альбома: Reflections (for Paul Horn). Но Билл добавляет еще и специальное посвящение: «Этот альбом ...
Продолжаем следить за стремительно развивающейся карьерой бывшего вундеркинда, а теперь уже просто очень талантливого молодого джазового пианиста, 18-летнего на данный момент Брендона Голдберга. Три года назад мы публиковали обзор его предыдущего, ...
15 марта, прямо к 86-му дню рождения Чарльза Ллойда, вышел его новый альбом The Sky Will Still Be There Tomorrow. Это уже одиннадцатый подряд альбом знаменитого саксофониста, флейтиста и композитора под логотипом Blue Note: с 2015 года, по ...
Барабанщик, перкуссионист и композитор Чес Смит родился в Калифорнии, но вся его музыкальная карьера связана с Нью-Йорком. Чес изначально проявил себя, как приверженец авангардного джаза. Среди его партнеров можно найти имена Марка Рибо, Джона ...
На тубе играли еще во времена архаичного джаза, но на первых ролях этот инструмент никогда не был, а с развитием таких направлений, как свинг, а затем боп, и вовсе ушел в тень: духовой бас уступил место басу струнному, контрабасу. Туба появлялась ...
В принципе можно понять, почему канадский пианист Дэниэл Янки назвал свою группу Winter Trio . Янки живет и работает в городе Уайтхорс, столице территории Юкон – месте суровом и малолюдном, где зима действительно царит над всеми остальными временами ...
Большая часть карьеры баритон-саксофониста Дэйва Шумахера связана с работой в больших составах. В 80-х годах он много гастролировал с оркестрои Лайонела Хэмптона, почти двадцать лет работал с оркестрои Харри Корника-младшего, в 90-к выступал в бэнде ...
Новый альбом такого мастера, как Дэвид Мюррей, всегда интересен. Обладатель многих наград и очень уважаемый в джазе музыкант, Мюррей всегда шел своим путем, подчас парадоксальным. В юности сильное влияние на молодого саксофониста оказали ...
Ну, вот и подоспели свежие новости от Мэттью Голомбиски, а это почти всегда означает – новинки аргентинского джаза в каталоге ears&eyes Records. Впрочем, на сей раз не обошлось и без другой латиноамериканской страны – Колумбии. Дело в том, что лидер ...
Пожалуй, Disaster Pony – один из самых оригинальных канадских коллективов, которые представляет нам Эрнесто Сервини. Инициатором его создания был саксофонист и композитор из Торонто Гордон Хайленд, лидер группы Living Fossil, долгое время работавший ...